Чтобы Богу понравилось. Интервью журналу «Христианское слово»

Чтобы Богу понравилось. Интервью журналу «Христианское слово»

Дорогие друзья, недавно журналист Зоя Бардина взяла у меня интервью для журнала «Христианское слово». Возможно, оно вам понравится.

Зоя Бардина — журналист, редактор журнала «Христианское слово», член Союза журналистов России и Международного Союза журналистов. Принимала участие в радиопрограммах, где вела авторские духовно-просветительские передачи: «Христос в поэзии», «Выбор» и др, занималась документальным кино, активно сотрудничает с христианскими газетами, журналами, а также публикуется в светских СМИ.

Чтобы Богу понравилось

Александр Евгеньевич Усанин — писатель, автор 8 книг, посвящённых развитию человека и общества, социальный философ, общественный деятель, профессор Академии геополитических проблем, вице-президент БФ «Светлый Мир», автор проекта и учредитель Премии за доброту в искусстве «На Благо Мира».

Александр Евгеньевич говорит: «Мы с вами живём в очень ответственное и интересное время, когда люди могут развиваться духовно с той скоростью, которую они выбирают. При этом духовность и религиозность — это различные вещи. Духовность — это ощущение своей внутренней связи с другими людьми, со всеми существами как с частичками Бога. А религия — это то, что должно развивать в нас духовность. Мы станем достойными возвращения в мир духовный тогда, когда наши отношения станут отношениями обитателей духовного мира. Именно на прогресс таких отношений всех уровней мы должны ориентировать как государства, так и свою личную жизнь, чтобы достичь совершенства всех уровней и счастливо жить уже прямо сейчас!»

В этой беседе Александр Усанин рассуждает о смысле жизни человека, о достойном человечестве, о его ценностях жизни на благо друг другу и какие антиценности сейчас на первом месте у людей нашей планеты Земля.

— Александр Евгеньевич, на какие периоды, важные вехи вы бы разделили жизнь?

— Мои периоды, как у всех людей — До и После.

Первый период — это поиск. Я всё время стремился понять, зачем я живу, хотел узнать в чём смысл жизни. Потому что в советское время религия была запрещена. А я вскользь слышал, что у меня один из родственников был христианским священником, которого комиссары расстреляли в 1917 г. В советское время о религии нельзя было говорить вслух, но бабушка, когда мне было примерно 5 лет втайне меня покрестила, я помню, как это происходило. Это был мой единственный контакт с церковью в советский период.

В целом мне нравились идеи коммунизма, потому что они пропагандировали равенство, братство, отказ от эксплуатации. Я стал искренним комсомольским активистом, пропагандистом. Мне это очень нравилось. Конечно, мне не нравилось, что был определенный барьер, шлагбаум: ты можешь развиваться внешне, физически, интеллектуально, профессионально, но духовного роста, знаний о Боге не было. Мой переломный момент произошел, когда я служил в армии, когда начал разваливаться Советский Союз. Я тогда понял, что это было кем-то искусственно создано. Тогда я захотел сам разобраться, что происходит.

Как и многие разумные люди, я тогда начал осмысленный поиск, в том числе и изучение разных Священных Писаний, но с другой точки зрения. Я, как и многие, верил в инопланетян. Просто логически рассуждал, если время бесконечно и Вселенная бесконечна, то возможно где-то в этом бескрайнем количестве звезд жизнь зародилась бесконечно раньше нас. Можно же такое предположить. Если мы все лишь за 100 или 200 лет совершили такой гигантский технический скачок, то цивилизации, которые зародились, может быть, тысячелетия или миллионы лет до нас, достигли невероятно более высокого уровня, прогресса. Их уровень прогресса может отличаться от нашего так же, как человек, который катается на самокате или человек, летающий на ракете. Поэтому, возможно, эти цивилизации посещали нас, и возможно в Священных Писаниях об этом содержится информация. Я стал изучать разные древние священные тексты с точки зрения того, а вдруг это инопланетяне оставили нам это послание? Я обнаружил, что на самом деле, многие священные тексты говорят, по сути, одно и то же, просто разными словами.

Я сделал для себя много открытий, в том числе узнал о бессмертии души, тем более что в то же время многие учёные, такие как доктор Моуди, стали публиковать книги о том, что душа существует. Я узнал, что оказывается Пьер и Мария Кюри большую часть своей жизни посвятили научным исследованиям с целью доказательства внетелесных форм жизни. С участием многих известных медиумов того времени они доказали, что сознание может существовать и вне тела. Многие учёные, которые участвовали в этих экспериментах, выдвинули их на соискание Нобелевской премии. Под давлением научной среды им все-таки дали Нобелевскую премию, но с другой формулировкой «За исследование радиоактивности». То есть, в научной среде существует своего рода система фильтрации знаний, и самым большим препятствием на пути научного прогресса является как раз Нобелевский комитет, который и направляет исследования ученых. Те исследования, которые подтверждают материалистическую концепцию, признаются официальной научной общественностью. А всё то, что доказывает существование сознания вне тела, существование души и, следовательно, является путеводной ниточкой к Творцу, категорически запрещается и объявляется ненаучным. Хотя большинство известнейших ученых начиная с Эйнштейна, Леонардо Да Винчи и всех остальных, кого мы считаем величайшими учеными, не сомневались в существовании Бога.

В Америке недавно вышла книга, которая называется «Мы веруем», где виднейшие американские учёные заявляют о том, что наука не противоречит религии и более того, самые верующие люди на этой планете, как оказалось, — квантовые физики, которые доказывают существование иной реальности по ту сторону воспринимаемого нами мира.

Всё это сделало меня убеждённым проповедником возвышенных ценностей уже не только на основе коммунистической философии, но и на основе тех нравственных принципов, которые содержатся в разных священных писаниях, на основании того, что утверждают ученые, которые признают существование души и существование Бога.

— Когда вы уверовали в том, что Бог есть и что послужило этой вере?

— Это произошло в армии. Я служил в 1989 – 1991 годах, и как раз под конец моей службы начался распад СССР, и нашу часть командование решило послать «на подавление восстания в Литве». Аналогичный сценарий недавно был инсценирован на Украине во время Майдана. Определённые западные силы финансировали, вооружили и выдвинули вперёд некоторые радикально настроенные националистические силы, которые есть в каждой стране. И точно также, как киевский ОМОН был безоружен в противостоянии вооружённым националистам в Киеве, так десантники каунасской десантной дивизии безоружные стояли кольцом вокруг вильнюсской телебашни, которую пытались взять штурмом хорошо вооружённые националисты. Нас должны были послать туда в качестве подкрепления.

К этому времени я уже был сержантом одного из подразделений госбезопасности, комсоргом роты. И в этот момент у меня в руках оказалась одна индийская философская книга — Бхагавад-Гита. До этого я был убеждён, что все религии друг с другом враждуют. А в этом произведении была целая глава — «Разновидности веры». Оказалось, что древние индийские мыслители говорили, что все религии — это разные пути постижения Бога. В зависимости от своих культурных особенностей или особенностей мышления разные люди могут предпочесть разные пути. Все эти пути, в конечном итоге, если они нацелены на Бога, помогают человеку к Нему прийти. И высший путь — это путь любви к Богу как к личности, чему учил и Иисус Христос.

Потом я прочитал труды Александра Меня, его удивительную книгу «Трудный путь к диалогу», где он говорил, что в каждой религии существует два вида подхода: эксклюзивный и инклюзивный. Эксклюзивный подход — это когда человек думает, что только его религия ведёт к Богу, а те, кто предпочитает другие религии пойдут в ад. А инклюзивный подход человек развивает, когда обретает внутреннюю непосредственную связь с Богом. Такой человек делит людей уже не на приверженцев своей или не своей религии, а ищет общения с теми, у кого есть этот опыт живого общения с Богом, неважно, через какую религию человек этот опыт обрёл.

Преподобный Антоний Сурожский тоже придерживался того же взгляда, что важен результат, а не метод. Все эти работы открыли мне глаза на реальность. Это были философские обоснованные логические труды, а не просто какие-то догматы. Они меня покорили своей искренностью, чистотой, непредвзятостью и открытостью.

Так как до армии я изучал философию, пытаясь понять смысл жизни, я был рад, что наконец-то мне открылось красивая, с логической точки зрения завершённая картина мира, которая не противоречит тем кодексам строителей коммунизма, которые я изучал, но наоборот, очень ценно их дополняет, и даже усиливает!

Я убеждён, что сегодня, на новом витке эволюции, мы должны вернуться к социализму, но прежде должны устранить все эти атеистические перекосы и другие догмы, которые были, и дополнить духовным пониманием ценности жизни. Нам предстоит возродить социализм, но только уже на духовной, эволюционной платформе, при этом сохранив всё хорошее, что было наработано советский период.

— Какие духовные христианские книги для вас ещё важны?

— У меня есть любимая книга — «Откровенные рассказы странника отцу своему духовному» — произведение XIX века некоего паломника, странствующего по России с Иисусовой молитвой. Я её шесть раз покупал и дарил друзьям. Каждый раз, когда я начинаю рассказывать о ней друзьям и гостям, я её потом им дарю. И ищу каждый раз, где купить её снова, потому что она бывает не во всех церковных лавках — она очень быстро расходится. Рад, что она популярна. Я хочу, чтобы она всегда была, потому что именно молитвенная связь с Богом является тем, что я могу назвать смело, сутью и ценностью своей жизни. Эта книга рассказывает о практической действенности Иисусовой молитвы.

Ещё одна очень похожая по настроению книга «Путешествия в поисках смысла жизни. Истории тех, кто его нашел», рассказывающая о пути к Богу наших современников, обычных людей. В ней, как и во всех остальных своих книгах известный духовный психолог Рами Блект рассказывает о важности обретения каждым человеком духовной составляющей жизни. Обретение внутренней связи с Всевышним — самая важная задача человека, которая позволяет гармонизировать жизнь на всех уровнях: улучшить отношения с родителями, с мужем или женой и детьми, найти своё дело, обрести внутреннюю силу, быть здоровым, успешным и гармоничным.

— Что вы цените в образе жизни человека?

— Я ценю, когда человек следует тому, чему учит. На моё счастье я общаюсь со многими хорошими священнослужителями. В частности, мой близкий наставник и духовный друг — отец Аввакум из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он заботится о гробе Преподобного Сергия Радонежского. Сам я являюсь проповедником здорового образа жизни, вегетарианцем. И для меня Преподобный Сергий своего рода кумир и хороший образец здорового образа жизни; он тоже был вегетарианцем, так же, как и Серафим Саровский. Многие монахи в монастырях придерживаются постной диеты.

Так же я проповедую абсолютную трезвость. Серафим Саровский и Сергий Радонежский вводили трезвость как норму православной жизни. Увы, после их смерти в ходе церковных реформ трезвость была изъята как обязательное требование, но в последнее время всё больше и больше в различных епархиях создаются трезвеннические общины, сообщества, например, «Трезвение».

Это для меня тоже является большой сферой сотрудничества. Многие батюшки объясняют, что встречающееся в Библии слово «вино» на самом деле было неправильно переведено с греческого на русский язык. В Греции использовалось 12 разных эпитетов, касающихся разных напитков. И все эти разные 12 напитков в русском переводе заменены одним словом «вино». Когда Иисус превратил воду в вино, и там в описании используется прилагательное «калос», что означает «нравственно превосходный» — то есть, не пьянящий напиток!

Оказывается, что в Греции было два основных вида виноградного сока — сброжённый и несброжённый. Именно несброжённый виноградный сок определялся эпитетом «калос». Даже сброжённые вина перед употреблением разводились в пропорции 1 к 12 — одна часть сброжённого вина и двенадцать частей воды. Археологи до сих пор находят сосуды для смешивания вина — такие мерные ёмкости. Если в сброжённом вине примерно 7% спирта и разведете 1 к 12, то это будет такая же концентрация алкоголя, как в кефире. То есть, это не пьянящие вина. А всё, что опьяняет, ещё Иоанн Златоуст называл «тропинкой в ад». Как говорится в Библии: «не будь меж теми, кто опьяняет».

То же в Исламе, где нет прямого запрета на употребления спиртного, но есть категорический запрет на обращение к Богу в состоянии опьянения. А поскольку у мусульман 5 раз в день Намаз, то, когда бы ты ни выпил, ты не сможешь не трезвым обратиться к Богу. Поэтому истинные мусульмане не употребляют спиртного.

Я уверен, что нам нужно возрождать наши трезвеннические православные традиции как основу для нравственности, а также здорового образ жизни. Именно такое православие является, можно так сказать, наиболее здоровой формой христианства.

Мы до сих пор стоим плотным бастионом на защите традиционной семьи, в то время как разные западные христианские учения венчают гомосексуалистов или лесбиянок. Но мы твёрдо говорим, что даже Владимир Владимирович Путин внёс в поправках Конституции пункт, что семья — это союз между мужчиной и женщиной и никак иначе.

Для меня настоящее христианство является оплотом высоких моральных и нравственных ценностей. Библейские истины любви, заботе о благе своих ближних, любовь ко всем — это то, что может спасти человечество, которое сейчас помешалось на культе потребительства. Многие социологи поставили диагноз человечеству — это общество потребления, стяжательства. В то время, как православие объясняет, что ценность жизни в наших добрых делах, а не в стяжательстве. Стяжать нужно милость Господню.

— Ваше отношение к многоконфессиональности нашей страны?

— То, что наша страна Россия многоконфессиональная — очень хорошо, потому что это создаёт широкую социализацию. Мы должны это приводить также как аргумент против дистанционного обучения, ведь человек формируется и развивается именно в живом общении. Чем больше у ребенка контактов со сверстниками самых разных характеров, тем более многогранной личностью он будет. У каждого — свой характер, своё хобби, свои увлечения, и ребенку для развития нужно как можно больше живых контактов.

Сейчас многие молодые люди, которые провели всю жизнь в интернете, не могут даже построить семью, познакомиться с кем-то, а познакомившись, они не могут развивать отношения и понять внутренний мир другого человека.

Понимание различий в культурных традициях разных народов помогает нам избавиться от фанатизма, когда я свою религию считаю правильной, потому что она моя. Для многих это может быть вызовом, потому что нужно проявить определённую духовную зрелость, не просто сказав кому-то: «Иисус Христос — Спаситель!», — а объяснить это, став на позицию этого человека. Это помогает нам глубже понять послание Иисуса Христа, когда мы не боимся понять точку зрения другого человека. Только такой подход поможет и нашему собеседнику понять и, быть может, принять нашу точку зрения.

Христианами становятся, изучив непредвзято послание Иисуса, и буряты, и калмыки, и чуваши. Ведь это послание вне национальное. Иисус не был русским по национальности, причём в России его ценят больше, чем на его родине: как говорится, «нет пророков в своём Отечестве».

С другой стороны, Иисус как раз осуждал то, что является зачатками фашизма, когда какая-то нация объявляет себя исключительной, богоизбранной, а все остальные считаются недочеловеками. Это прослеживается в некоторых ветвях, в том числе и иудаизме, когда некоторые иудеи делят людей на евреев и гоев (не евреев).

Иисус говорил, что все мы перед Богом равны, потому что все мы — дети Бога. Возможно, христианство не так популярно в Израиле, потому что Иисус обрывает сектантскую позицию противопоставления своих интересов интересам других детей Бога. Иисус говорил, что все мы — дети одного Единого Отца, и у Бога любимчиков нет. Он любит всех и Его сострадание простирается на всех. И всем нам нужно объединиться, как братья и сёстры, заботясь о благополучии друг друга.

Хороший пример, как христианские ценности принимаются людьми даже других религий, демонстрировала мать Тереза, которая, будучи христианской монашкой, занималась благотворительным служением в Индии. Когда она умерла, в Индии был объявлен день траура. Ни одного президента Индии не хоронили с такими почестями, как эту христианскую монашку. Ни один из государственных деятелей этой станы не удостоился таких почестей, потому что они не проявляли через свою жизнью, как она, суть послания Бога. Индусы это оценили и благодарны ей до сих пор.

— Расскажите, пожалуйста, о своих родителях, близких?

— Мои папа и мама были неверующими большую часть своей жизни, но незадолго до своей золотой свадьбы они повенчались, мы были свидетелями этого торжества. Мой средний брат Алексей со своей женой Натальей воцерковлённые, глубоко верующие люди, вдохновлено живут по заповедям Господним. Мои родители повенчались, потому что увидели на примере своих детей, как вера в Бога делает их лучше. Они рады, что мы верующие, ведём целомудренный чистый образ жизни. Они рады, потому что их дети не связываются с дурной компанией, общаются с такими же верующими людьми, которые плохому не научат. Они видят примеры своих знакомых, у которых дети кто спился, стал наркоманом, кто в тюрьме сидит. Церковь от всего этого удерживает, потому что, если человек следует заповедям Бога, в принципе ничего плохого в его жизни не произойдет. Как говорил Иисус, убери грех — и болезнь уйдёт! Все социальные болезни — алкоголизм, наркомания, аборты, разводы — фактически, следствие бездуховного образа жизни, когда люди сосредоточены на удовлетворение плоти, на плотских наслаждениях. В то время как есть наслаждения, не доступные плоти — это внутренняя духовная радость. Нам нужно перевести человечество на путь духовных наслаждений, внутренней радости. Потому что дружба, любовь не ощущаются телом. Именно живое общение с другими душами, и, конечно, соприкосновение с Богом, дают, куда большее наслаждение, чем все виды внешних соблазнов. Даже Пётр Мамонов, ставший известным после роли в фильме «Остров», признался, что он испробовал в своей дохристианской жизни все способы наслаждений: был известным популярным музыкантом, употреблял алкоголь, наркотики, блудил, у него было много денег. Он говорит, что все эти плотские удовольствия не идут ни в какое сравнение даже с несколькими минутами Божьего откровения. Несколько минут единения с Богом затмевают все мыслимые удовольствия материального мира. Ему можно поверить, потому что он прошёл через все это.

— Какие святые для вас важны? Они же тоже обычные люди.

— Для меня ближе в этом те, кто сейчас доступны или жили недавно. Например, Антоний Сурожский. Мне очень нравятся его книги, беседы. Там он честен с собой, честно поднимает вопросы, которые могут возникнуть в умах верующих. Что самое интересное, хотя он проповедовал в Англии, нет ни одного современного проповедника, который бы столько людей разных религий ни привлёк бы к христианству. При этом он не перетягивал на свою сторону, говоря, что, мол, моя вера лучше. Благодаря своей благочестивой жизни, он доказывал эффективность этого духовного послания, которое принёс нам Иисус, если его применять в своей жизни. Как говорится, о дереве судят по плодам.

На счастье, православие и вообще христианство в России переживает сейчас период своего возрождения, очищения от плевел. Всё больше людей понимают, что раньше их вера была догматичной, формальной. Среди тех, кто был покрещён, на самом деле верующих может быть 1,5 – 3%.

Семья Юревичей — отец Андрей, матушка Ольга — для многих пример реальной возвышенной духовной жизни. Фильм о их жизни «Свидетельство о любви» стал лауреатом Гран-при нашего конкурса Премии за доброту в искусстве «На Благо Мира». После этого они стали экспертами нашего конкурса. У них огромная удивительная семья, семь детей, много внуков. Матушка Ольга регулярно мне присылает небольшие записи их семейных встреч, где они вместе поют псалмы, и это гораздо интересней и приятней, чем караоке!

Когда у всех членов семьи вместе включается сердце, когда дети с родителями искренне обращаются к Всевышнему — это несравнимо ни с чем! Их дети просто плачут от радости, что у них такие родители. Фактически, общение с такими людьми — двери в духовный мир!

— Вы автор уже восьми книг, посвящённых нравственному и духовному развитию человека и общества. Что вас побудило писать духовные книги?

— На протяжении шести лет я руководил программой «Антинарко» Краснодарского центра ЮНЕСКО, читал лекции в колледжах, институтах и школах. Наряду с темой здорового образа жизни я также обсуждал темы нравственности и целомудрия. Детям неинтересно слушать о здоровом образе жизни, им интересно слушать о любви и отношениях. Все свои лекции о здоровом образе жизни и важности целомудрия я говорил через призму отношений. Потому что все мечтают, чтобы у них была хорошая семья. Одну из моих лекций послушала директор одного издательства и сказала: «Александр Евгеньевич, вам нужно написать книгу!» Я ответил, что с радостью, но не отвечаю за то, как люди это воспримут.

Так появилась на свет моя первая книга «Пропуск в третье тысячелетие», которая начинается с политических проблем, потом переходит плавно к институту семьи, потом затрагивает все аспекты духовного, физического здоровья и кончается кулинарными рецептами. Я думал: «Как люди воспримут такую книгу?» Но она как-то быстро стала бестселлером. Многие культурные деятели читают её и рекомендуют друзьям.

Для меня это огромная радость и большая честь, когда я встречаюсь с каким-нибудь известным человеком, а он мне говорит: «О! Александр Евгеньевич! Ваша книга у меня стала настольной!»

После выхода в свет моей первой книги читатели стали осаждать меня с просьбами написать продолжение. Я долгое время отказывался, но однажды один бизнесмен — мусульманин — мне просто дал денег, чтобы я целый год ни о чём не заботился и написал продолжение книги. Он меня спросил: «Сколько необходимо вам времени, чтобы написать продолжение?». Я сказал: «Примерно год». Он посчитал, сколько нужно человеку на год, чтобы ни о чем не заботиться, и просто дал мне эту сумму: «Через год ждём от вас книгу-продолжение». В тот год я благодаря этой помощи написал не одну, а три книги, которые стали трилогией серии «Мир. Добро. Ты».

Недавно вышла в свет моя новая книга с названием «Альтернативный глобализационный сценарий», где я объясняю, что проблема современного общества заключается в том, что сейчас человечество погрузили в матрицу экономических ориентиров. Положение дел в государствах сегодня оценивается по объёмам производства и по объёмам продажи, то есть по скорости изъятия денег у населения, по объёмам скорости обращения денежных средств. Это называется размером потребительской корзины — как быстро люди способны отдавать деньги за разные товары и услуги. Сейчас всё ориентировано на извлечение прибыли из человеческих отношений всех видов. Это расчеловечивает людей, развращает и представителей власти, и средства массовой информации, которые становятся ориентированы не на благополучие людей, а на экономическую эффективность. Те же самые фильмы сейчас оцениваются не с точки зрения того, чему они людей учат, а того, какую денежную прибыль принесёт этот фильм. Ясно, что получить прибыль проще через различные нехорошие вещи: наркотики, алкоголь, сигареты.

Мы должны переориентировать общество. Человечество должно быть ориентировано не на экономические показатели, а на человечность. Прогресс человечества — это прогресс человечности в людях. Человечество должно развивать человечность. Люди должны научиться жить в этом мире по-божески. Государство должно оцениваться по тем показателям, о которых говорит Иисус Христос, то есть, по качеству отношений между людьми. Для этого всё в государстве должно быть способствовать раскрытию в людях возвышенных качеств.

— Что предпринять, чтобы человек принял решение делать всё в первую очередь на благо людям, а не на благо себе?

— Недавно у Шалва Александровича Амонашвили — автора концепции «Гуманная педагогика» — спросили: «Когда нужно начинать воспитание детей?» Он ответил: «Ещё до их зачатия!» Воспитание детей начинается с воспитания их родителей. Даже ученые доказывают, что ребенок уже даже находясь в утробе матери, чувствует отношение отца к матери, отношение между ними, эмоции матери.

Ребенок может родиться уже верующим, если во время беременности мать будет находиться в потоке возвышенных духовных эмоций. Это то, что сейчас называют перинатальное (дородовое) воспитание.

Как говорят многие ученые, 95% информации об окружающем мире человек получает в течение первых пяти лет своей жизни. А остальные 5% мы нарабатываем в течение всей жизни. От того, как живут их родители, на что они нацелены, дети формируют своё представление о мире, своё понимании мира, формируют свои цели и ценности. Поэтому родители в этом плане несут большую ответственность за то, чтобы поставлять обществу людей высоконравственных. В этом заключается также обязанность и всех правителей. В своей новой книге я очень подробно это всё объясняю.

Материальный мир — это образовательная система, где частички Всевышнего учатся взаимодействовать друг с другом в любви. Об этом говорят все религии. Мы по своей природе бессмертны. И есть Царство Бога, куда попадают те, кто развил безусловную любовь к Богу и ко всем Его чадам.

В образовательной системе материального мира руководители стран играют роль директоров школ, поэтому их всегда называли наместниками Бога на Земле. Главная обязанность руководителей стран состоит в том, помогать подданным стать достойными Царства Божия. В чём заключается главная проблема сегодня? В том, что сейчас главы государств оценивают свои страны только по экономическим показателям. Это то же самое, как если директора школ будут оценивать положение дел в школе не по успеваемости учеников, а по технической оснащённости. Школа может быть оснащённая по последнему слову техники компьютерами и интерактивными досками, с хорошим и свежим ремонтом. Но что толку с этого, если там девочки — проститутки, а мальчики убивают своих сверстников, если там наркомания и никто не учится? Именно это мы сейчас видим на планете. Руководители стран оценивают себя по техническому оснащению своей страны, но не по успеваемости детей. А успеваемость — это отношения между людьми. Главная их обязанность как директоров школ, как наместников Бога — это улучшать отношения между людьми, их качества!

И качество отношений между людьми измеряются в цифрах. Это: количество разводов, абортов, неполных семей, детей, которые воспитываются не родными родителями, количество бытового насилия и преступлений всех видов. Всё это — те показатели, которые отражают качество отношений между людьми. Именно на улучшение этих показателей должна быть направлена работа всех общественных институтов! Мы должны настроить систему образования так, чтобы высшее образование означало, что это — бескорыстный человек, посвятивший себя без остатка благополучию других, что он в высшей степени нравственный. То есть, высшее образование должно означать высшую степень нравственности!

Что толку со школьного обучения, если дети, выходя из стен школы пьют, курят и выражаются грязно. С точки зрения нравственной шкалы, это минусовое образование. Если дети развивают в себе вредные привычки, это указывает на то, что эта система образования порочна.

Чем выше технологи, тем они опаснее в руках эгоистов! Поэтому чем более развиты технологии, тем больше система образования должна уделят внимание привитию детям возвышенных качеств.

То же касается СМИ. Сейчас СМИ внедряют культ свободного секса, денег. Все фильмы о том, что главное — чемоданчик с деньгами. Ради денег главные герои убивают всех встречных, оставляют сиротами детей, а женщин — вдовами. Сфера кино находится в таком состоянии, потому что сегодня она ориентирована на прибыль, а не на улучшение людей. Всё это ведёт к росту насилия, к деградации общества, общественных нравов. Поэтому нам нужно переориентировать всё человечество на развитие человечности в людях. Как не удивительно, это приведет к экономическому процветанию на всех уровнях. Потому что, когда люди заботятся друг о друге, экономика приходит в порядок сама собой. Но когда люди ставят во главу угла не развитие в себе хороших качеств, а наживу, то это, наоборот, ведёт к возникновению социальных болезней всех видов.

На Руси говорят: «Не ставь телегу впереди лошади!» Отношения между людьми — это лошадь прогресса, а экономика — это телега. Если для нас важнее всего отношения с другими, то телега сама будет ехать следом. Об этом не нужно будет заботиться. Как говорят на Руси: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!». Если у тебя 100 друзей, у тебя будет гораздо больше, чем 100 рублей.

— Как проходило ваше образование?

— Я после школы закончил Вильнюсский политехникум, после армии работал на Игналинской атомной электростанции, где также работали мои папа и мама, мой брат. Потом я посвятил себя общественной деятельностью, чтобы быстрей сделать так, чтобы все люди начали жить по-божески, по-человечески на этой планете. Для этого нужно полностью оздоровить систему ценностей. Сейчас телега поставлена впереди лошади. И из-за этого идёт деградация общества, включая проблемы в экономической сфере. Государство ориентировано на увеличение объемов и скорости денежных потоков. И для того, чтобы увеличивать скорости обращения денежных потоков, качество производимых товаров сегодня снижают, делают вещи такими, чтобы они быстрее ломались, меньше людям служили. Делают так для того, чтобы изымать у населения деньги с большей скоростью. Это заполняет планету мусором. Это не выгодно ни простым людям, ни даже правительствам стран. Потому что для производства этих мусорных товаров необходимы ресурсы, которые заканчиваются. Сейчас все войны — это войны за ресурсы для производства новых мусорных товаров и войны за рынки сбыта этих мусорных товаров, которыми внутренний рынок уже переполнен.

— За время пандемии количество абортов превысило количество умерших от коронавируса. Почему такое происходит?

— Аборты — это следствие популяризации свободных сексуальных связей. Большинство фильмов и современных ток-шоу, практически все юмористы развращают людей. Кроме того, в России аборты делаются бесплатно за деньги налогоплательщиков, то есть, верующие платят за убийство детей. Почему делают аборт так легко? Потому что девочкам в школах не объясняют, что это — живая душа. Врачи говорят, что аборт — это просто прерывание беременности, что беременность — это своего рода болезнь. Для них нет никаких угрызений совести, мол, все делают аборты. Грех не воспринимается ими сегодня как грех. Они не понимают, что совершают детоубийство. Хотя, например, в Португалии аборт приравнивается к убийству, там уголовное преследование за убийство во чреве, а это развитая демократическая страна. Нам нужно просто называть вещи своими именами: аборт — это детоубийство! Если девочки хотя бы услышат такое слово — «детоубийство», они задумаются.

С другой стороны, у нас каждая пятая молодая семья в России бесплодна. Каждый аборт увеличивает риск бесплодия на 25 – 30%. Если молодая женщина сделала пару абортов, то вероятность 50%, что она никогда уже не станет матерью. А если девочка сделала три аборта, то вероятность, что она станет матерью всего 25%. Нам всем нужно становиться ответственными. Но, к сожалению, ответственности нас не учат ни в школе, ни в СМИ.

Нужно активно заниматься просвещением и особенно детей и подростков, чтобы они не совершали опрометчивых поступков. Для этого взрослым надо подавать хороший пример.

Хороший пример дети должны видеть и в фильмах.

— Что такое пандемия с вашей духовной точки зрения?

— Можно сказать, что «Бог нас поставил в угол за плохое поведение». Иногда ребёнка наказывают, поставив его в угол. Меня иногда мама так тоже наказывала, ставила в угол. Когда я её спрашивал через некоторое время: «За что?», — мама мне говорила в ответ: «Если ты не понимаешь за что – стой дальше!» Через некоторое время я говорил: «Ну, понял за что!» — «И что из этого следует? Что должен ты теперь сделать?» — «Не знаю!» — «Если не знаешь, как ты своё поведение можешь исправить, стой дальше!». Потом, когда до меня «доходило», наказание снималось: «Теперь, когда ты понял, что делал не так, что из этого следует, и как ты должен теперь поступать, можешь выйти из угла».

Бог нас всех поставил в угол, чтобы мы подумали, что делали не так, почему оказались в такой ситуации и что должны изменить в своём поведении для того, чтобы больше этого не повторилось. Бывают преступные действия, но также преступным бывает бездействие. То есть, мы делали что-то не так, или не делали то, что должны были делать, в результате чего мы оказались в такой ситуации. Нам нужно проанализировать свои ценности, свой образ жизни, своё поведение и сделать должные выводы. А если мы себя не изменим к лучшему, то ситуация только усугубится. Если мы заболели из-за нездорового образа жизни, и не изменили свой образ жизни, то болезнь вернётся в ещё более тяжёлой форме.

— Если бы вы стали президентом страны, какие бы первые шаги предприняли?

— Нужно изменить критерии оценки благополучия общества. Общество должно оцениваться не по экономическим показателям, а по показателям, которые отражают отношения между людьми. И нужно откорректировать деятельность всех общественных институтов так, чтобы эти все показатели улучшались. Потому что, когда люди начнут заботиться друг о друге, все остальные сферы жизни, придут сами собой в гармонию.

Я являюсь своего рода создателем учения о том, что организм человека и общественный организм действует по одним и тем же законам. Главным показателем здоровья человека является обмен веществ. Человек здоров, когда обмен веществ хороший. Но если обмен веществ нарушается, появляется множество различных болезней. В общественном организме обменом веществ являются отношения между людьми. Когда отношения между людьми хорошие, общество процветает. Но если отношения между людьми портятся, появляется множество социальных болезней: разводы, аборты, алкоголизм, наркомания, преступность, коррупция, терроризм и т.д. Я бы занялся оздоровлением систем ценностей, восстановлением социальной ответственности и справедливости в целом. Сейчас, к сожалению, множество законов работают против блага людей, потому что ориентированы они на ложные цели, включая и интересы недобросовестных лиц.

— Президент должен собрать свою команду единомышленников. Чтобы был организм здоровый, надо чтобы каждый орган единого организма был здоров.

— Да. Для этого нужно людям объяснить, в чем заключается здоровье, потому что сейчас люди похожи на больных, которые не знают, в чём первопричина болезни, от которой пытаются лечиться. То же самое, как курильщик пытается излечиться от рака легких, при этом продолжая курить, не видя связь между сигаретами и болезнью. Людям надо в первую очередь объяснить, что является причиною социальных болезней. Люди разумные. Если они увидят первопричину, смогут её устранить. Людям нужно давать полноту знаний и нравственное образование, чтобы они развивались духовно, чтобы они понимали свою духовную ценность и развивали ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих.

— Вместе с известной певицей Валентиной Толкуновой вы создали такой уникальный проект, как Премия за доброту в искусстве «На Благо Мира». Расскажите, пожалуйста, как он появился?

— С Валентиной Васильевной мы очень близко дружили последние девять лет её жизни. Мы даже встречали Рождество вместе. Рождественская ночь в тесном семейном кругу с Валентиной Толкуновой и её мамой — незабываемое время. Тогда мы вместе с ней и придумали этот проект, в котором зрители сами поддерживают возрождения культуры и нравственности. На сайте «На Благо Мира» зрители сами рекомендуют друг другу добрые произведения искусств, там же они ставят им оценки за доброту и профессионализм, поощряют создателей добрых произведений искусства финансово.

Большинство сегодняшних премий за фильмы, а также другие произведения искусства, такие, как «Ника», «Оскар», «Кинотавр» и другие вручаются за профессионализм: лучшая роль актера первого плана, хороший видеоряд и т.д. При этом не берутся в расчёт мораль, нравственность, то, чему этот фильм учит. И часто множество наград получают аморальные, вредные для общества фильмы, которые развращают людей, ведут людей в ад.

Искусство — это пища для души, которая должна быть и полезной, и вкусной. А есть вредные блюда, которые приготовлены вкусно. Некоторые виды рыб и грибов могут вызвать смертельное отравление.

Современные премии вручаются за вкусноту, за то, как профессионально это снято, но не за полезность. Многие хорошо снятые фильмы, вызывают острое душевное отравление. Поэтому на нашем проекте все произведения искусства оцениваются по двум критериям: как это сделано с точки зрения профессионализма, и самое главное — чему это произведение учит, делает ли оно внутренний мир людей лучше? Второй показатель — намного более важный, чем первый. Если вам предложить отравленное, пусть даже и очень вкусное блюдо, вы вряд ли к нему прикоснётесь. Потому что полезность важнее, чем вкус.

В нашем проекте конкурс проходит по 12 номинациям, среди которых есть: добрые фильмы, мультфильмы, спектакли, песни, книги, видеоклипы. В конкурсе принимают участие не только профессионалы, но и любители. Например, если вы сочините добрую песню и споёте её, вы можете участвовать в конкурсе в категории любительской песни. Даже дети — школьники могут снять на свой телефон видеоролик и прислать нам. Для этого категория — добрый видеоролик. У нас самым молодым лауреатам было восемь лет. Даже детей вовлекаем в это доброе творчество.

Призовой фонд также формируют сами зрители. Мы возрождаем дух меценатства в обществе. Если вы хотите, чтобы создавалось больше добрых произведений искусства, вы можете помогать авторам в этом. Ведь многие из них творят «вопреки».

Это проект круглогодичный. Каждый день на сайт Премии добавляется 5 – 10 новых работ. Вы можете сделать себе очень хорошей привычкой, каждый день заходить на сайт nablagomira.ru, чтобы узнать, что нового доброго появилось в сфере искусства за день, посмотреть новый добрый мультфильм, фильм или видеоклип, послушать новую хорошую песню, поставить им свою оценку, написать отзыв и комментарий для автора: что ему можно улучшить. Для авторов обратная связь очень нужна.

Этот проект можно использовать и педагогам в школьном воспитании. Вместе с детьми можно посмотреть добрый фильм или мультфильм, обсудить его, предложить каждому из детей поставить свою личную оценку за доброту этой работе. Это будет развивать у детей чувство эстетики, а также критическое мышление, чтобы они принимали не всё, что сейчас льётся с экранов за чистую монету, чтобы они учились отличать добро от зла, которого, сейчас, к сожалению, на экранах тоже хватает.

— Пожалуйста, расскажите о вашем сотрудничестве с Инной Гомес.

— Инна Гомес стала поддерживать этот проект ещё в самом начале, в том числе и финансово. Я с самого начала предлагал ей стать руководителем проекта, но она отвечала: «Моя главная обязанность — это мама!». Когда дети выросли, Инна смогла заняться социальной деятельностью. И вот год назад Инна из доброжелателя проекта, помогающего ему всём, чем возможно, стала его официальным лицом — руководителем этого проекта.

Во время карантина у нас ежедневно на сайте Премии шли прямые эфиры с известными деятелями культуры, искусства. Инна активно в этом участвует, приглашает знаменитостей, общественных и политических деятелей к обсуждению вопросов духовности, морали и нравственности, берёт у них интервью. Инна — удивительный вдохновляющий меня своей чистотой человек.

— Через что вы прошли, чтобы ощутить чистоту души?

— Самое мучительное, когда не знаешь зачем ты живёшь. Но когда у тебя появилась светлая высокая цель, ты становишься счастливым человеком, потому что пусть медленно, но ты идёшь к этой цели, приближаешься к ней. Бог управляет тобой в твоей жизни. Может быть, ты рискуешь своей репутацией, не зная, правильно ли тебя или твою мотивацию люди поймут, как они это оценят.

Люди часто не делают добрые дела, которые они должны делать, потому что стесняются или потому что боятся, что другие неправильно поймут их мотивы. Но это не важно, как тебя люди поймут, что они о тебе между собой скажут. Гораздо важнее, что о тебе подумает Бог. А Он из твоего сердца видит твой настоящий мотив, видит, что тобой движет! Если ты это понимаешь, тогда всё остальное тоже приходит в порядок.

Бог мне помогает. Я вижу, как Он проявляется в жизни, происходят сверхъестественные чудеса. Даже то, что этот проект Премии за доброту в искусстве существует — это уже просто огромное чудо, он существует по милости Бога. Потому что люди, в сердцах которых есть стремление к Богу, ценят этот проект и его развивают.

Это Богоугодное дело — возрождать нравственность. Я счастлив, потому что знаю о Боге, иду к Богу, и потому что меня окружают хорошие добрые люди, искренно верующие.

У меня такой принцип: «Если хочешь быть вдохновлённым — общайся с теми, кто тебя вдохновляет!» Это искренне верующие люди, такие, как матушка Ольга, отец Андрей Юревичи, отец Аввакум из Лавры, другие мои божественные покровители. Слава Богу, их становится в нашей стране и во всём мире все больше и больше!

— Какие вы бы посоветовали книги читать, смотреть фильмы?

— Из современных авторов я хочу порекомендовать книги Шалвы Александровича Амонашвили, потому что он — педагог, который учит на основе христианской морали и этики и детей, и родителей. Также я очень рекомендую читать книги Антония Сурожского; очень понравилась книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона Шевкунова. Он стал лауреатом нашей Премии, создав вместе с Владимиром Георгиевичем Ждановым серию социальных роликов, посвящённых популяризации трезвости. После того, как эти ролики показали по центральному телевидению, объёмы продажи спиртного в России сократились на 20%.

Конечно, рекомендую читать жития святых, уже упомянутую книгу «Откровенные рассказы странника отцу своему духовному». Есть много замечательных книг. Нужно больше читать. Из фильмов могу порекомендовать «Остров», детский фильм «Поллианна» о том, как одна добрая девочка своей жизнью изменила жизнь целого городка, благодаря своему позитивному настрою. На нашем сайте Премии за доброту в искусстве есть целый раздел «Сокровищница доброго искусства», где собраны сотни добрых отечественных и зарубежных фильмов, которые можно смело порекомендовать смотреть всей семьей. Приглашаем к просмотру!

— Какой ваш главный афоризм, с которым вы идёте по жизни?

— Мои главные афоризмы я получил в детстве: «Мы рождены, чтобы сказку сделать былью!» Мы должны изменить ход истории человечества к лучшему. «Если не мы, то кто же?» Мы должны научиться жить по-человечески, по-божески на этой планете.

— Ваши пожелания обществу, людям?

— Во-первых, нужно помнить, что мы божественны по своей природе, что у нас есть высокая миссия в этом мире. Мы должны стать лучше, делая лучше жизни других. Все мы взаимозависимы: наше благополучие завит от благополучия окружающих, мы — части единого целого. Для того, чтобы приносить больше пользу другим, мы должны сами становиться лучше. Наша миссия — мы должны жить так, чтобы Богу понравилось. Это главный критерий — нравится моя жизнь Богу или нет? Живите так, чтобы Богу нравилось, как вы общаетесь с другими, заботитесь о своих детях, общаетесь с соседями. Выполняйте свои общественные обязанности так, чтобы понравилось Богу. Он постоянно за нами наблюдает и готов всегда оказать поддержку. Если у меня будет следующая книга, она будет посвящена этой теме. Есть уже название, которое будет связано с Богом, потому что именно Бог нас направляет по жизни. Всё, что с нами ни происходит — это своего рода уроки и экзамены. Уроки — чтобы мы проанализировали, что мы можем ещё улучшить, а экзамены показывают нам нашу зрелость.

Желаю всем успешной учёбы и успешной сдачи экзаменов на духовную зрелость! Желаю всем людям жить в этом мире по-божески! Божьей всем благодати!

0
Поделиться

Комментарии


Для комментирования, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться