14.03.2013

Удупи

Всем добрый день! Я хотел бы вам рассказать об этом необычном и удивительном месте, мистика и реальность в историях о котором настолько переплетаются, что просто спаяны между собой! 🙂 Поэтому на всякий случай сохраните это письмо, чтобы Вы или Ваши знакомые, если вдруг здесь окажутся, знали, куда идти.  🙂 Удупи находится на юго-юго-западе Индии, в штате Карнатака, который располагается южнее Гоа, между Гоа и Кералой.   Это очаровательное изображение Кришны находится в главном храме. А это – само Божество Удупи – Кришны. Пять тысяч лет назад ему поклонялась одна из жён Кришны, царица Двараки Рукмини-Деви. Это — очень древнее, раритетное божество. Маленький Кришна с мутовкой для пахтания масла из йогурта. Каждый день его здесь одевают по-разному. Несколько дней я ходил по Удупи так же, как пчела ползает по банке с мёдом. Только когда один местный индус рассказал мне, что, где и как, Удупи открылся мне таким, каким его должен видеть паломник. Теперь я понимаю, чем отличается турист от паломника. Турист многого не видит, и не понимает смысла того, что видит. Например, я каждый день проходил здесь по храмовой площади, и даже совсем не замечал похожий на беседку вот этот храм, стоящий прямо напротив Гопура – шикарного и величественного храмового строения, которые обычно устанавливаются над воротами перед входом в храм. Как правило, Гопуры являются воротами, ведущими в храмовый комплекс, и обычно они во много раз выше купола самого храма. Гопуры украшаются многочисленными фресками и скульптурными изображениями, символизирующими 14 уровней планетарных систем и соответствующие уровням бытия с изображением соответствующих божеств или божественных существ, обитающих на том или ином уровне этого мироздания. Сам храмовый комплекс символизирует «Вайкунтху» («место, где нет страданий») – духовный мир, и чтобы в него попасть, необходимо пройти все очищение от всех уровней материальных представлений о жизни. Поскольку ведическая архитектура основана на глубоком понимании движения тонких энергетических потоков, прохождение под Гопуром способствует очищению и возвышению сознания перед посещением храма. Вот так выглядит Гопурам главного храма в Удупи – храма Удупи-Кришны. Только в Удупи под Гопуром находится не вход в храм, а небольшое окно, с массивной каменной решеткой, через которую в любое время суток можно заглянуть в алтарную комнату и увидеть другое окошко, за которым находится божество Удупи-Кришны.

Это второе окошко, находящееся в алтарной комнате, отделано красивой серебряной чеканкой с позолотой, и имеет 9 отверстий, через которые можно взглянуть на Господа. Эти девять маленьких окошечек символизируют 9 способов поклонения Богу: 1)    Слушание и чтение повествований о Боге; 2)    Повторение этих повествований и пересказывание их другим; 3)    Постоянное памятование о Боге, медитация на его облик, деяния и т.д.; 4)    Выполнение Его рекомендаций, которые содержатся в богооткровенных писаниях; 5)    Поклонение Господу в храме; 6)    Вознесение молитв; 7)    Служение Богу; 8)    Полное доверие к Богу и отношение к нему как к своему другу; 9)    Полное вручение себя Господу. Все эти виды преданного служения как бы произрастают один из другого. Вначале человек от кого-нибудь слышит о Боге; затем он начинает повторять и пересказывать другим то, что услышал о нём; затем он начинает размышлять о духовных предметах (3) и стараться выполнять Его наставления (4). Поклоняясь Господу в храме или у себя дома (5), мысленно общаясь с Ним (6) и стараясь доставить Ему удовольствие всеми доступными человеку методами (7), человек постепенно начинает ощущать его присутствие и поддержку, его постоянную помощь, из чего возникает чувство глубокой к нему благодарности, в результате чего человек начинает о нем размышлять как о друге (8), и эти глубокие чувства со временем побуждают человека всецело вручить себя Богу (9). Человек может достичь совершенства, занимаясь хотя бы одним, двумя, тремя или всеми девятью этими духовными методами. И через эти 9 видов преданного служения, или даже через один из них, человек сможет увидеть Господа воочию. Об этом и напоминают 9 окошечек в Храме Удупи – Кришны. Когда около второго окошка нет людей, при хорошем зрении божество Удупи-Кришны можно увидеть прямо с улицы. Интересна история происхождения этого Божества:
Однажды в Двараке мать Кришны Деваки со слезами обратилась к Кришне:
— Мой дорогой Сын, я лишилась самого драгоценного, что может быть у матери. Все детские годы Ты провел далеко от меня. А я в это время сидела в тюрьме у Камсы и скучала по Тебе. Ты ни разу не приник к моей груди и ни разу не отведал моего молока. Грудь моя высохла. Она заплакала и умоляюще попросила Кришну:
— Пожалуйста, расскажи как Ты провел Свое детство во Вриндаване. Кришна, Верховная Личность Господа, желая служить Своим преданным, удовлетворяет все их желания. Он не стал рассказывать, Он просто превратился в маленького Кришну, который стал бегать вокруг Деваки и дергать ее за сари. И в тот же момент Деваки обнаружила себя пахтающей йогурт.

Потом вдруг Кришна оказался у нее на руках, и она стала кормить Его своей грудью. Потом она опять занялась йогуртом и увидела, как Кришна со всего размаху разбивает горшок со свежим маслом и начинает его есть. Но масла очень много, и, быстро насытившись им, Он принимается размазывать его по Своему телу. Деваки была на седьмом небе от счастья. А в этот момент Рукмини, супруга Кришны, подглядела весь этот эпизод в замочную скважину. Происходящее ее поразило до глубины души. Образ маленького Кришны обладал такой сильной привлекательностью, что позже она взмолилась Кришне:
— О Прабху, сделай, пожалуйста, так, чтобы я всегда могла служить этому Твоему образу.

И тогда Кришна вызвал Вишвакарму — великого зодчего полубогов — и дал ему наставление, чтобы он отправился на реку Гандаки, нашел там огромную шалаграм-шилу и сделал из нее мурти Кришны и Баларамы во Вриндаване. Вишвакарма исполнил все. Но перед тем, как вручить Божества Рукмини, он показал их вначале Яшоде, чтобы она проверила, такие же они, какими были Кришна и Баларама. Яшода взглянула на них и прослезилась. Божества в точности были похожи на маленького Кришну и Балараму. Таким образом, все было сделано, и Рукмини могла поклоняться этому маленькому Кришне во Вриндаване вместе с Его братом Баларамой.

Это удивительно красивое Божество Кришны. Он изображен в тот самый момент, когда только что разбил горшок с маслом, и поэтому весь светится от счастья. В одной руке у него немного масла, в другой Он держит мутовку для взбивания йогурта. В связи с этим «деревенские миксеры» — деревянные мутовки самых разных размеров – самый популярный сувенир во всех магазинчиках на храмовой площади. Следуя древней традиции (для неграмотных) здесь история храма записана в «комиксах».

Долгое время Рукмини поклонялась этому Божеству. Затем, когда Кришна завершил уже Свои игры на Земле, Арджуна приехал в Двараку, чтобы защитить жен Кришны, и спрятал эти Божества в особом месте, закопав их в земле.

Согласно легенде, когда Кришна покинул эту планету, его город Дварака, который до этого стоял на воде, погрузился на дно океана, и то место, где он находится под водой и сейчас, называется «залив Дварака» (Северо-восточное побережье Индии).

Четыре тысячи лет спустя бог ветра Ваю пришёл на Землю в облике святого Мадхвачарьи, который родился недалеко от Удупи. Однажды утром Мадхвачарья проснулся, и в сердце у него было очень необычное чувство. Он вдруг почувствовал, что сегодня Кришна придет к нему. Целый день он был сам не свой, нигде не находя себе места. Наконец он решил написать стотру, прославляющую Кришну. Чтобы почувствовать вдохновение, он отправился на берег океана. Он стал бродить по берегу и вдруг услышал этот ритм, и стихи стали сами рождаться у него на устах. Неожиданно задул очень сильный ветер. Мадхвачарья, будучи воплощением Ваю, весь ожил. Ему было необыкновенно хорошо и свободно, когда дул ветер. Он подставил под него грудь, и в этот момент заметил, как в бухте какой-то корабль ветер несет на рифы.Тогда Мадхвачарья сорвал с себя шафрановые одежды монаха и стал размахивать ими, чтобы на корабле заметили близость земли. Но корабль неумолимо несло на скалы. Тогда он стал втягивать в себя воздух, и все устремилось в него. Корабль как магнитом притянутый мистической силой

Мадхвачарьи стал приближаться к берегу.

Когда он пришвартовался, капитан с почтением пригласил Мадхвачарью подняться на корабль. Он не понимал, каким чудом ему удалось избежать крушения, единственное что он знал, что причиной этого был этот неизвестный санньяси. Поэтому он, обратившись к нему, сказал:
— Мы обязаны своим спасением тебе. Я везу товар из Двараки. На корабле есть множество разных предметов и драгоценностей. Проси, что хочешь!

Мадхвачарья ответил:
— Мне ничего не нужно: я — вайшнав. Вот нет ли у вас немного гопичанданы?
Капитан очень удивился, услышав такую странную просьбу, но в то же время обрадовался, по-тому что мог ее удовлетворить.
— О, у нас полный трюм этой гопичанданы! Мы взяли ее для балласта. Он обратился к нескольким морякам, чтобы они вынесли из трюма гопичанданы столько, сколь-ко нужно. Но Мадхвачарья остановил их:
— Можно я сам выберу себе подходящий кусок? Я знаю, что мне нужно.

Капитан не стал возражать, и Мадхвачарья спустился в трюм. Там он нашел громадную глыбу гопичанданы и, с легкостью взвалив ее себе на плечо, вышел на палубу. Когда матросы увидели, как он поднимается с ней из трюма, они ахнули, потому что при погрузке 50 человек не могли поднять этот кусок. Но Мадхвачарья, не обращая ни на кого внимания, бережно держа громадный кусок гопичанданы на своем плече, спустился с корабля на берег. Он знал, что это был необычный кусок.

Он направился к себе в матх, забыв сразу про этот корабль. Ему хотелось только побыстрее донести этот кусок гопичанданы. Но по дороге он неожиданно раскололся на две части, и одна из них упала на землю. В кусках развалившейся глины было прекрасное Божество Баларамы, того самого Баларамы, которого сделал Вишвакарма по просьбе Кришны.

Мадхвачарья не стал Его поднимать, он решил, что Баларама хочет, чтобы здесь на этом месте Ему построили храм. Позже этот храм будет воздвигнут. Но с другим куском гопичанданы Мадхвачарья пошел дальше. Около его матха был пруд. Когда он дошел до него, то вначале он обошел этот пруд, а затем вошел в него. Глина постепенно растаяла в воде, и в руках Мадхвачарьи оказался Кришна. Мадхвачарья бережно вынес Его из воды и поставил на землю. Поставив божество Кришны за землю, Мадхвачарья сказал своим ученикам, чтобы они отнесли Его в храм. Те попробовали поднять Кришну, но не смогли Его даже оторвать от земли. Кришна захотел, чтобы Его отнес сам Мадхвачарья.
Очень быстро был воздвигнут новый храм, куда и было установлено Божество. Это скромное небольшое строение до сих пор сохранилось в Удупи. Говорят, что на открытии этого храма прибыли все главные полубоги и многие другие святые мудрецы и великие личности со всех уголков нашей Вселенной.

Традиционно для поклонения Кришне  используют листья священного растения Туласи и воды Ганги.  Туласи растёт почти в любом месте Индии, а вот до Ганги от Удупи сегодня добираются два дня на поезде, что уж говорить о тех временах!..

 

Но тем не менее, Божество Кришны каждый день омывается водами Ганги. И с этим связана особая другая история. Когда Мадхвачарья принял санньясу, он по обычаю должен был совершить паломничество. И он решил отправиться к Ганге. Но Ачьюта Прекши, его духовный учитель, ни за что не хотел его отпускать. Его страшила разлука со своим любимым учеником. Тогда он стал молиться, и неожиданно с небес раздался голос:

— Не волнуйся, Ганга сама войдет в этот пруд. И каждые 12 лет она будет приходить в него.
На следующий день, когда они проснулись, то увидели, как из пруда бьет струя воды. Чистые воды Ганги заливали пруд.
Этот пруд сейчас носит название Мадхва-саровара. И до сих пор каждые 12 лет в нем начинает бить струя воды Ганги, которая и наполняет собой этот весь водоём, в котором каждое утро купают Божество (вчера я пришёл в храм в 3 утра и застал эту церемонию), а так же в этом водоёме во время праздников маленького Шри Кришну катают на большой лодке в шатре из цветочных гирлянд.   Во время этого катания лодка с Кришной объезжает вокруг стоящего посреди водоёма маленького храма, в котором находится скульптура Мадхвачарьи, призвавшего Гангу в это место. В честь него этот водоём так и называется- «Мадахва-саровара» — озеро Мадхавы.

В левом углу этого водоёма находится маленький храм Богини Ганги, в котором находится серебряное божество самой Ганги, которое и днём и ночью освещают лампадки. История, связанная с тем, что башня-гопурам находится не над входом, такая: Примерно лет 300 назад здесь жил один святой человек. Звали его Канака дас. Будучи «низкорожденным», он не мог попасть в храм Господа, поскольку охранники прогоняли его и били палками. Но, не смотря на своё низкое происхождение, Канака был предан Всевышнему, и постоянно пел для него очень красивые песни, которые сам сочинял. Господу нравилась его искренность и его песни, проникнутые глубокой любовью и преданностью. Поэтому он захотел пролить на него свою милость. Однажды, когда Канака, находясь позади храма, пел прекрасные песни для Бога,  храмовая стена вдруг рухнула, и пуджари (священнослужители) увидели, что божество Кришны развернулось на сто восемьдесят градусов, и через пролом в стене смотрит на Канаку. Священники поняли, что Божество Кришны само развернулось, и что его взгляд обрушил стену, чтобы Канака смог увидеть его. Поскольку Божество Шри Кришны Само повернулось в сторону Канаки, оно до сих пор стоит в этом положении, а на месте пролома оставили окно, над которым воздвигли величественный Гопурам, который обычно воздвигают над входом в храм. На том месте, где стоял Канака дас, чуть позже построили маленький храм и установили в нём его божество, смотрящее через окошко в стене на божество Кришны. Теперь Кришна и Канака непрерывно, и ночью, и днём смотрят друг на друга через два этих окошка, над которыми воздвигнут Гопурам. Его песни, написанные на местном наречии штата Карнатака, очень любят и до сих пор поют по всей округе. Картины с его изображением помещены в храмах, а главная дорога, ведущая от автовокзала к храмовой площади, называется дорогой Канаки,- «Канака-роуд».   С тех пор паломники перед посещением храма кланяются сначала божеству Канаки, с мольбой развить такую же преданность и любовь к Богу. И только потом идут в храм.   Я ему тоже поклонился, подумав, что я когда-то ел мясо, пил и курил, а по индийской традиции те,  кто «жрут трупы», курят и пьют, считаются «неприкасаемыми», — настолько нецивилизованными, что приносят вред себе и другим! Но пример Канаки дает нам надежду: Бог милосерден!  🙂 На этом примере Господь дал всем понять, что «не так важно, кто откуда вышел; куда важнее, кто куда придёт!»  🙂 И именно этим событием объясняется то, что Божество Кришны в главном храме Удупи стоит спиной к восходящему солнцу. Это – необычное исключение для индуистского храма. В Индии храмы располагаются так, чтобы первые лучи восходящего солнца через центральный вход освещали лик Божества, и чтобы божество можно было увидеть издалека уже с улицы, ещё даже не заходя в храм. Но в храме Удупи-Кришны нужно сначала обойти внутреннюю храмовую комнату, и только потом увидеть Божество, которое раньше через открытую дверь смотрело на находящуюся прямо перед входом Гангу, призванную в это место Мадхвачарьей, и на восходящее над ней солнце.               Удупи – очень хорошее и спокойное место. Даже с декабря по февраль здесь тепло настолько, что даже ранним утром можно ходить без рубашки. Хотя в Дели и во Вриндаване в это время очень холодно, — около 6-8 градусов тепла. Сейчас только конец февраля, а здесь уже поспели первые манго, а другие фрукты здесь продаются практически круглый год. Многие приезжают сюда подлечиться, поправить здоровье в одной из аюрведических клиник, которых здесь несколько. Первое, что на что сразу обращаешь внимание, попав в Удупи, так это на то, что здесь к тебе не пристают вездесущие индийские попрошайки, и что к европейцам здесь относятся «как к белым людям», то есть, по-человечески, с уважением и как к равным, а не просто как к ходячему мешку с деньгами, от чего очень устаёшь в других местах Индии. Здесь так же нет обезьян, так что по улицам можно ходить спокойно, не опасаясь внезапного нападения маленьких разбойников, всегда норовящих стянуть что-то прямо из рук или из сумки. Люди здесь очень честные, и, если тебе дают сдачу, то её можно даже не пересчитывать: торговцы здесь никогда не обманывают, что само по себе — большая редкость для современной Индии. Я много могу рассказывать о том, как местные жители проявляют свои хорошие качества. Мои знакомые потеряли здесь в супермаркете кошелёк, так их искали аж 40 минут, чтобы его им вернуть. Утром у меня из сумки выпал защитный крем от солнца, так хозяин меня целый день высматривал, и вернул его вечером, когда я случайно опять проходил мимо. А один рикша вообще удивил. Когда я спросил, подвезёт ли он до океана за 100 рупий, рикша ответил: «Ну почему за 100? За 70 подвезу; это 70 стоит. Садитесь!». Удупи – достаточно маленький и тихий городок, и поэтому здесь ещё сохранились остатки ведической культуры. ЗДЕСЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПРОХОДИТ ПРАЗДНИК КОЛЕСНИЦ!!! Каждый вечер, в семь или восемь часов вечера из храма выносят фестивальные божества и катают их вокруг храмовой площади на одной, на двух, а иногда сразу на трёх колесницах. Высота одной колесницы – 12-15 метров! Каждый раз шествие сопровождается театрализованным представлением, салютом и фейерверками,  духовым оркестром и весёлым, праздничным настроением. Фактически, здесь каждый день — праздник! Здесь постоянно что-то придумывают, чтобы доставить удовольствие Шри Кришне, которого каждый день одевают в разные красивые одеяния, изображающие Его разнообразные игры. Иногда Его одевают как пастушка, и рядом стоит большая серебряная корова, а иногда Его сажают на колесницу Арджуны, запряжённую пятью лошадьми. По пятницам Его одевают в одежды Богини Процветания Лакшми (пятница – день Венеры, день Лакшми) и очень интересно увидеть Кришну в женском сари, в умонастроении Богини Процветания! А вторник – день Марса, и поэтому во вторник его наряжают в красные одежды. А воскресенье – день Солнца,  и по воскресеньям Кришна  одет в золотые доспехи, искрящиеся множеством маленьких бриллиантов. Всего Божество одевают в 50 различных нарядов и иногда украшают алтарь водопадом из цветочных гирлянд. Вечером зажигаются сотни лампад, что создаёт удивительную теплую атмосферу!\

 

 

Электрический свет тоже есть, но лампады придают особое мистическое очарование всему, что происходит в храме. Вообще-то фотографировать здесь запрещено, поэтому фото не очень хорошего качества – я делал их скрытно на свой телефон.

 

 

 

 

 

В храмовой комнате, справа и слева от Удупи – Кришны находятся Божества царя приц Гаруды и бога обезьян Ханумана. Вот здесь Хануману на банановых листьях предлагают ужин, — рассыпанные на банановых листьях сладости.

Все женщины в Удупи (и девочки, и бабушки) постоянно украшают свои волосы живыми цветами. Цветочные гирлянды здесь продаются метрами: один метр – от 8 до 20 рупий, так что это очень доступно. Хотя по всей Индии все женщины каждый день одеваются очень празднично и ярко, индийские мужчины, как правило, одеваются очень невзрачно: или выцветшая набедренная повязка, или же чёрные брюки и простая рубашка. Но в Удупи же многие брахманы и другие мужчины ежедневно наряжаются в яркие шёлковые одежды всех цветов радуги:     Социологи утверждают, что во время расцвета цивилизаций люди одеваются в яркие, красочные одежды, а во время упадка – в одежды тёмных и невзрачных тонов. Многие жители Удупи искренне счастливы, и поэтому одеваются ярко и празднично. Кстати, здесь очень много светлокожих индусов – Ариев.

***

Внутри храма есть маленький храмовый дворик, в котором расположены ещё два маленьких храма, — храм нагов (мудрых змеев), и храм девяти главных планет. Барельефы, украшающие первый храм, рассказывают историю его появления. Однажды Видьядхираджа ачарья, шестой ученик после Мадхвачарьи, вернул к жизни

умершего мусульманского царя, который за это подарил этим святым много золота и драгоценных камней, хотя те от них отказывались: Так как странствующим монахам, живущим на подаяние, эти богатства бы только мешали. Поэтому, когда царь настоял, они нисколько не обрадовались приобретенному ими богатству. Воспринимая весь мир как свой большой дом, и ощущая постоянную заботу Господа, они и так никогда ни в чём не нуждались. Поэтому они положили все эти сокровища в большую лодку и пустили вниз по реке, помолившись, чтобы Господь направил их тем, кому это действительно необходимо: Но эту лодку с сокровищами обнаружили те же самые мусульмане, которые им их подарили. Догнав святых странников, эти добрые и благодарные люди опять вручили им эти богатства, попросив их не отказываться от этого скромного дара, так как они должны были, как могли, отблагодарить их за возвращённую правителю драгоценную жизнь, которая для него и его близких была дороже любых других богатств мира: Поняв, что это желание Бога, святой погрузился в медитацию  спросил у него, что же ему делать со всем этим золотом? И тогда Кришна направил его в Удупи и дал указание каждый день бесплатно кормить по 10 тысяч паломников. Вскоре после того, как в храме Удупи-Кришны стали устраиваться бесплатные пиры практически для всего города, многие богатые благочестивые горожане, вдохновленные им, стали жертвовать этому святому, в храм ещё больше денег – так что деньги у него не только никак не кончались, но только лишь увеличивались. По благословлению Мадхвачарьи, у жителей Удупи никогда не будет ни в чём нужды, и поэтому местные бизнесмены не скупились в своих пожертвованиях.  Раньше монеты чеканились из золота, и, поскольку пожертвований было слишком много, все эти излишки золота Видьядхираджа складывал в большой колодец, наподобие этого: Большое количество драгоценностей, пожертвованных мусульманами, уже давно находились на дне этого колодца, который со временем целиком заполнился золотом. Тогда Видьядхираджа ачарья решил покрыть этим золотом весь храм Удупи-Кришны, но Господь и Мадхвачарья явились к нему во сне и отговорили от этой затеи, чтобы не привлекать в город воров со всей Индии. Тогда все эти драгоценности закопали под землю, а сверху установили храм, в котором с помощью мистических мантр установили божество царя змей, которое отныне их и охраняет. Весь штат Карнатака просто кишит змеями, и заклинание таково, что если кто-то захочет украсть драгоценности, то змеи быстро его найдут и расправятся с ним.
Говорится, что если когда-нибудь в храме не будет денег, чтобы продолжать ежедневную бесплатную раздачу пищи, то можно будет открыть этот клад, и брать деньги оттуда, но такой пока до сих пор не возникло. И по сей день, в 12:30 дня, а так же вечером, любой человек может здесь бесплатно покушать. Вот это храм змей-нагов, охраняющих находящийся под ним клад:

Следующий храм, как я уже говорил, это храм девяти планет, в котором находятся божества девяти главных планет в гороскопе человека:

С помощью астрологического влияния эти божества управляют судьбой человека, а так же осуществляют много других важных функций в этой вселенной. Выразив свое почтение повелителям 9 планет, многие туристы сразу идут на выход, и даже не замечают вход в другое помещение, находящееся буквально в 5 метрах от храма 9 планет, слева от лавки с музыкальными дисками:

Войдя в этот проход,

Вы окажетесь возле усыпальниц-самадхи святых, живших в Удупи. Считается, что материалистичные и греховные люди обычно очень привязаны к своему материальному телу, поэтому, чтобы облегчить им дальнейшую эволюцию, в Индии их тела не закапывают, а сжигают; а пепел опускают в священные реки. В противном же случае, если тело не сжигать, а закопать, как это делают на кладбище, то грешная душа, привязанная к своей пришедшей в негодность оболочке, может ещё долгое время оставаться около своего тела в виде привидения, пока оно совсем не разложится. Святые же люди никогда не отождествляют себя с телом и не имеют склонности к наслаждениям тела. Поскольку они всегда пребывают в чистом духовном сознании, даже их материальное тело обретает духовные свойства подобно тому, как металлический прут, помещённый в огонь, тоже обретает свойства огня: он может светиться в темноте, обжигать и воспламенять предметы. Поэтому святых, как правило, не кремируют, а засыпают солью, усадив в позе лотоса в яму, и сверху устанавливают небольшой храм-самадхи или особый отличительный знак. Или же их тоже кремируют, но их прах не погружают в воду, а сохраняют в этих каменных «домиках». Само слово «самадхи» означает полную погружённость в высшую духовную реальность. Вот так выглядят самадхи рядом с храмами 9 планет: Я насчитал здесь 44 самадхи. В день явления или ухода святого его самадхи украшают цветочными гирляндами и ветвями деревьев. Говорится, что самадхи святого человека работает как усилитель, облегчающий молитвенную телепатическую связь с ним. Около самадхи можно молиться этому святому о получении той или иной информации или же о разрешении тех или иных духовных проблем. Здесь одно из самадхи огорожено отдельной изгородью: Это самадхи одного из святых, который милостью Господа Шивы обрёл власть над духами и призраками. Если у кого-либо есть проблемы во взаимоотношениях с этими существами, то можно придти сюда и помолиться за этого человека, и этот святой прикажет духам оставить им этого человека в покое. Здесь можно молиться за своих родных, близких, и знакомых. Зайдя в зал самадхи, в дальнем левом углу вы обнаружите Дерево Желаний и ещё один маленький храм змей-нагов, которым выражают почтение, чтобы жить с ними в мире. Говорят, что «Дерево желаний» – это великий святой, находящийся в теле дерева и непрерывно медитирующий на Всевышнего Господа и желающий благополучия всем живым существам этого мира. Ему можно молиться и об исполнении материальных желаний, если они не будут мешать духовному росту человека. Как сказали бы эзотерики, «это – самое лучшее место для визуализации!». Прямо в храме есть свой коровник. Молоко этих коров используют для приготовления подношений для Божества. Рядом здесь живёт и слониха Субхадра,  которая каждое утро тщательно моется вместе со своим охранником. Охранник моется из ведра, а Субхадра поливает себя из хобота. Потом она ложится на бок, и её тщательно драят щётками, и хорошо видно, ей это очень нравится. Она должна быть чистой каждый день, ведь по вечерам она, нарядно украшенная, участвует в праздничном шествии. Иногда Божества не везут на колесницах, а катают на паланкине, и тогда можно видеть потрясающее зрелище: всю дорогу слониха Субхадра идёт перед паланкином задом наперёд, и, держа в хоботе опахало, обмахивает им Божество.  Субхадра очень умная. Если дать ей монетку, то она благословит Вас, коснувшись своим хоботом Вашей головы, а монетку отдаст охраннику, который купит ей дутого риса. Однажды я захотел угостить её сладким шариком, и она уже было протянула хобот, чтобы взять его но, разнюхав, тут же убрала хобот. А охранник объяснил, что ей нельзя сладкого. Наверное, она, как и многие другие женщины, считает, что она и так уже достаточно полная, и старается соблюдать фигуру, чтобы не перестать нравиться любимому мужчине, то есть – божеству Удупи-Кришны. J Храмовая площадь образует собой кольцо, в центре которого находятся два храма: храм Шивы (храм Чандрамоулешвары) и храм Парашурамы (храм Анантешвары)  – одного из воплощений Господа Вишну. Поскольку Парашурама является учеником Господа Шивы, ему тоже поклоняются в форме Шива -Лингама. Это – вход в храм Шри Анантешвары: Парашурама известен тем, что уничтожил всех кшатриев, начавших попирать духовные устои общества. Потом, согласно легенде, Парашурама раздал всю землю святым как пожертвование, после чего обнаружил, что ничего не оставил себе для проживания. Не желая оставаться на подаренной другим людям земле, Парашурама попросил у бога океана немного суши. На что океан ответил, что отступит на то расстояние, которое пролетит брошенная Парашурамой секира. То место, на которое отступил океан, и является сегодня штатом Карнатака. Но на дне океана, на этой территории издревле было царство Нагов, — мудрых змеев, которые согласились жить в мире с людьми, если те не будут причинять им никаких беспокойств. Поэтому по всей Карнатаке люди не убивают и не трогают змей, и  на каждом шагу здесь встречаются самые разные храмы Нагам. Поскольку люди выражают своё почтение Нагам, как законным владельцам этой территории, змеи тоже не беспокоят людей, и поэтому ещё не было случая, чтобы в Карнатаке кого-то укусила змея. Мой друг видел несколько змей, я же за все время, что бывал в Индии, видел пока только одну, да и то далеко в горах, высоко в джунглях. С левой стороны этого храма Парашурамы-Анантешвары есть зарешёченное окошко, заглянув в которое, можно увидеть место ухода Шрипады Мадхвачарьи, которое отделано серебром и в глубине освещено светильниками: Однажды, когда Мадхвачарья, находясь в этом месте, писал комментарий на Айттарея-упанишад, полубоги, восхищённые его работой, стали сыпать на него с неба цветы и засыпали с головой. Когда ученики Мадхвачарьи разгребли эту гору цветов, они вдруг обнаружили, что их учитель исчез. Мадхвачарья считается воплощением Бога ветра, и он придумал такой способ завершить свои земные игры. Ученики захотели было установить на этом месте божество гуру, но он во сне им сказал, что этого делать не надо, так как он всегда лично пребывает в этом месте в своей невидимой для человека форме. Считается, что Хануман, герой «Махабхараты» воин Бхима и Мадхвачарья являются одной и той же личностью, приходившей на Землю в разных обликах в разное время: Место явления Мадхвачарьи тоже достаточно необычно и называется Паджака-Кшетра, и находится в получасе езды на рейсовом автобусе, прямо около дороги: Когда Мадхвачарье было года три или четыре, мама, уходя, попросила его накрыть чем-нибудь горшок с молоком, который она оставила во дворе. Тогда маленький Мадхвачарья (в детстве его звали Васудева), взял и накрыл этот горшок каменной плитой размером два на полтора метра и толщиной сантиметров 25-30. Горшок, естественно, не сохранился, зато эта плита сохранилась и по сей день: В другой раз, когда отца Мадхвачарьи не было дома, к нему пришёл кредитор вернуть долг. Тогда маленький Васудева дал ему семена тамариндового дерева и сказал, что этим он расплатился за долг отца. Когда удивлённый человек разжал свою ладонь, вместо семян тамаринда он обнаружил золотые монеты. …Отец Мадхвачарьи был очень религиозен и строго соблюдал все экадаши. Утром следующего дня, перед тем, как прервать пост, до рассвета, он совершал омовение в 4 разных святых водоёмах, вырытых  Парашурамой, находящихся в четырёх направлениях от дома Мадхвачарьи. Маленькому Васудеве не нравилось, что его пожилой отец так сильно утруждает себя, и прямо около дома выкопал небольшое озерцо — кунду, в которую призвал святые воды из тех водоёмов, в которых совершал омовение его отец. Васудева объявил отцу, что ему больше нет необходимости ходить так далеко, поскольку воды всех этих четырёх тиртх присутствуют здесь одновременно. Отец, улыбаясь, ответил, что это так же верно, как и то, что эта палка прорастёт, если её полить, и воткнул в землю вверх ногами свой сухой посох. Маленький Васудева взял в ладошку воду из вырытого им озерца и окропил эту палку. К огромному удивлению отца, наутро эта палка пустила хорошие побеги, и тогда он признал правоту своего сына. Палка стала большим баньяновым деревом. Это озерцо-кунда существует здесь до сих пор, и называется она Васудева-кунда. И рядом с ней находится тамариндовое дерево. Когда я приехал, здесь было очень жарко и, чтобы снять усталость, я как раз здесь искупался. Вода просто замечательная, чистая, освежающая! В доме Мадхвачарьи сохранилась плита, на которой отец учил его алфавиту. Другая история еще более сказочна. Пять тысяч лет назад Бхима убил одного очень могущественного демона. Зная, что Бхима снова пришёл на Землю как маленький Васудева-Мадхвачарья, этот демон превратился в пятиглавую змею и укусил его, когда тот играл с друзьями в двух-трёх километрах от дома. Кто-то из друзей тут же побежал сообщить об этом родителям. Но Васудева нисколько не пострадал от этого укуса, и пальцем ноги так надавил на этого змея, что тот снова расстался с жизнью уже и в этом воплощении. Камни при этом расплавились, и до сих пор сохранили отпечаток раздавленного маленьким Васудевой пятиглавого змея. Сейчас на этом месте стоит храм:

 

Когда обладавший невероятным слухом Васудева услышал плач своей матери, узнавшей, что её сына укусила страшная змея, он одним прыжком оказался около своего дома, чтобы поскорее успокоить её. Шрила Мадхвачарья всегда отличался недюжинной силой и постоянно подчёркивал важность физических упражнений наряду с духовным развитием. Чтобы поразмять мышцы, он любил заниматься альпинизмом (что пригодилось ему во время путешествия в Гималаи), и борьбой. Он часто заставлял своих учеников со всей силой нападать на него, и, шутя, разбрасывал их в разные стороны. Однажды Мадхвачарья голыми руками убил целую шайку разбойников, напавших на его учеников во время паломничества. Как-то раз, два сильнейших борца Индии пришли к Мадхвачарье, чтобы померяться с ним своей силой. Тогда этот святой, славившийся так же своим необыкновенно красивым голосом, предложил им хотя бы попытаться помешать его пению, сдавив его горло.  Мадхвачарья запел сладкую песню о Кришне, а два этих борца безуспешно пытались задушить его, со всей силы сдавливая своими железными руками его шею, но так и не смогли вызвать даже малейшие изменения в нежном и сладком пении этого необычного мудреца. В Удупи вы можете остановиться в недорогих гостиницах типа «Вьявахар» и «Варахадев» около храмовой площади. Если нужны условия получше, то в200 метрахнаходится «Summer Park», с очень чистыми и аккуратными номерами по 600 рупий. Более подробная информация находится здесь: http://www.tripadvisor.ru/Hotels-g737164-Udupi_Karnataka-Hotels.html

ЗДЕСЬ НАХОДИТСЯ САМОЕ ВКУСНОЕ ВЕГЕТАРИАНСКОЕ КАФЕ В ИНДИИ!!! РЕКОМЕНДУЮ!!! Ресторан «Woodland», который находится в100 метрахот дальнего правого угла храмовой площади (если стоять спиной к храму). Оно самое знаменитое здесь; вам подскажут. Там очень хорошо и вкусно готовят, и это, пожалуй, единственное место в Удупи, где кухня адаптирована под европейцев и в ней нет огромного количества индийского жгучего перца чили. В других же кафе от обилия перца вы будете просто дышать огнём, словно змеи-Горынычи! Иностранцев директор кафе здесь старается обслуживать лично. Когда я спросил, почему абсолютно все блюда такие здесь вкусные, он объяснил мне, что у них каждое блюдо готовит отдельный повар, который специализируется только на нём. Всего в рего ресторане работает поэтому (с учетом смен) 135 человек. Лучшее время для поездки в Удупи — зима: с декабря по март здесь 28-35 градусов тепла. Температура океана здесь в январе +28. (На Урале там, где я вырос сейчас -28…) Каждые четные года с середины января ежедневно в течение двух месяцев здесь проводятся самые интересные красочные фестивали «Парьяя» Следующий будет проходить с 16 января 2014 года, другой – в 2016, 2018 году и т.д. Но в любом случае, постарайтесь не попасть на сезон дождей. Я не знаю, когда точно он начинается, примерно летом, но знаю точно, что в этот период дождь льёт непрерывно на протяжении примерно 2 месяцев. Если надумаете приехать сюда, то, конечно, посетите Гокарну (читать пост), одно из самых красивых святых мест Индии, о нём я написал здесь чуть раньше. В общем, такой плотности необычных историй, как здесь в Удупи, за такое короткое время я ещё не слыхал! Думаю, и вы тоже!  🙂 Удачи Вам и приятных чудес в Вашей жизни! С теплом, Александр.

Добавить комментарий