15.09.2017

Манали. Долина Богов.

 

Этим летом мне посчастливилось побывать в Манали – удивительном месте, которое мне порекомендовал издатель одного из индийских журналов. Так же, как жители северных стран стараются во время отпусков поехать на юг, Индусы свой отпуск стараются провести в Гималаях, где не так жарко.  Когда внизу в полдень в тени – плюс сорок пять (в прошлом году во Вриндаване температура в течении трёх дней достигала отметки плюс пятьдесят шесть – плюс пятьдесят девять градусов по Цельсию), предгорья великих гор всех манят желанной прохладой: всего лишь плюс двадцать пять.

Одно из известных мест в Гималаях – это «Долина Богов», в которой находится множество святых мест, включая Манали и Кулу. Именно в Кулу остановился и более двадцати лет, до самого конца своей жизни со своею семьей прожил известный философ, художник, писатель и мистик Николай Константинович Рерих.

На фото: Николай Константинович Рерих в своём имении в Кулу:

Здесь – его  сын  Святослав смотрит на «Долину Богов»

Женой Святослава стала известная индийская актриса Девика Рани:

В имение Рерихов в Кулу приезжали многие известные личности. Здесь ниже на фото – в глава правительства Индии Джавахарлал Неру со своей дочерью Индирой Ганди со Святославом и Константином Рерихами:

Здесь ниже на фото – Николай Константинович Рерих со своими сыновьями Юрием и Святославом около древнего храма Кришны, в пятиста метрах книзу от которого он и построил свой дом.

А вот и сам дом-музей Рерихов в Кулу (деревня Нагар):

Метрах в двухстах ниже имения Рерихов есть отель, в котором находится камень с начертанными на нём древними письменами, повествующими, что полубоги, устав от сражения с демонами, однажды приняли облик пчёл и никем не узнанные восстановили в этой долине здесь свои силы. Такое вот необычное место.

Божество Кришны есть так же и в доме – имении Рерихов. Николай Рерих часто изображал Его в своих последних работах. Наиболее известная из них – «Весна в Кулу»:

Кришна – источник всех живых существ и источник Творения.

Он – Тот, кто «тихо играет на дудочке, под которую кружит Земля»

В Кулу соединяются в одно русло священные гималайские реки Вьяс и Парвати.

Здесь слева- священная река Вьяс (названная в честь божественного мудреца Вьясадевы, записавшего пять тысяч лет назад Веды для жителей этой эпохи), а справа – Парвати. Позже Вы сами поймете, почему её воды мутны.

В пятидесяти километрах от Кулу выше по течению Васиштха находится хранящий овеянный множеством древних преданий Манали.

Согласно ведическим текстам, жизнь на планете Земля имеет инопланетное происхождение. Различные планеты Вселенной заселяются потомками Брахмы (Сварога). Прародители и хранители человечества называются Ману.

Санскритское слово «манушья» — «человечество» означает «потомки Ману»;

английское слово “man” – «человек» имеет то же значение: люди — потомки Ману.

Древнейший священный трактат Ману-Самхита представляет собой свод законов для человечества.

«День» Брахмы — Сварога длится 4,32 миллиарда лет. В течение этого времени на Земле тысячу раз сменяются Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный «века».

За это время сменяются 14 хранителей человечества — Ману, переживающие каждый в течение своей жизни различные вселенские катаклизмы и сохраняющие генофонд Земли для того, чтобы по их завершении вновь заселить эту планету различными существами.

В течении дня Брахмы приходит 14 Ману, каждый  из которых следит за сохранением на Земле жизни в течении 306 720 000 человеческих лет.

Мы живем в эпоху седьмого по счету Ману по имени Вайвасвата, который до этого был царём Сатьявратой).

С ним связано древнее предание о потопе (сюжет, присутствующий в большинстве известных нам сегодня религий).

Древний санскритский трактат «Шримад Бхагаватам» (24 глава восьмой книги) описывает эту историю так:

«…В нынешний день Брахмы тот самый благочестивый царь Сатьяврата …милостью Всевышнего занял престол Ману. Однажды он совершал поклонение на берегу реки Критамалы и, зачерпнув в ладони воды, обнаружил, что вместе с водою ему в руки попалась золотая рыбка-единорог (нарвал). Сатьяврата выплеснул в реку рыбку (которая в действительности была аватарой Вишну) и зачерпнул пригоршню воды заново. Тут он услышал жалобный голос: «О, великодушный государь, не бросай меня на съедение хищных тварей! В этом жестоком мире, среди кровожадных существ мне, крошечной рыбке, никак не выжить!»

Не ведая, что с ним говорит сам Всемогущий Господь, царь изъявил готовность исполнить долг защитника бедствующих. Тронутый мольбою беспомощного создания, Сатьяврата поместил рыбку  в кувшин с водою и принес в своё жилище. Уже на следующее утро рыбка выросла до таких размеров, что едва помещалась в кувшине. Завидев Своего спасителя, она взмолилась: «О, как же мне тесно в твоем кувшине! Неужели в целом царстве твоем не найдется водоема, где было бы Мне вольготно и безопасно?»

Изумленный Сатьяврата достал рыбку из кувшина и перенес в ключевую купель.

В мгновение ока рыбка рыбка вновь увеличилась в размерах. «И в купели мне тесно, — молвила она, — дай мне большей вольницы, государь, где я могла бы плавать от берега до берега, резвясь и плескаясь!»

 Благочестивый царь вытащил рыбу из купели и перенёс её в озеро, а затем — в океан.

Всё это время золотая рыбка сразу же заполняла Собой любое водное пространство.

   «Что же за диво дивное выловил вчера я в реке, — оторопев, воскликнул Сатьяврата, — кто Ты, чудное создание?

Не удивлюсь, если окажется, что Ты – Сам Господь Бог, Вездесущий и Непроявленный, во благо обитателей бренного мира принявший облик Рыбы.

Я склоняюсь пред Тобою, о главный из Существ — Владыка животворящий, хранящий и уничтожающий миры, пристанище Истины. Всякий раз предаваясь забавам в зримом мире, Ты спасаешь от несчастий чад Своих. Если сейчас Ты сошёл в этот мир в облике Рыбы, значит, нам угрожает какая-то беда с моря. Напрасно смертные уповают на обитателей небес, ибо те сами живут страстями суетными и суетные блага дарят своим почитателям. Лишь преклонение пред Твоими стопами приносит душе плоды вечные, не преходящие во времени, ибо Ты — Душа мироздания, подлинный друг и благодетель живущих. Наверное, дабы спасти нас от смерти, Ты появился в столь диковинном облике!»

        Выслушав ласковые речи Сатьявраты, Верховный Благодетель, явившийся в мир пред концом света в образе рыбы, молвил: «О, усмиритель врагов, скоро три мира — Бхух, Бхувах и Свах (земля, поднебесье и небеса) — погрузятся в воды потопа… Ты должен собрать всех тварей земных подвое и семена всех растений поместить на ковчеге, который скоро появится перед твоим взором. Когда воды поглотят последнюю часть суши, ты вместе с семью великими мудрецами взойдешь на тот ковчег, дабы без тревог вы могли пережить всемирное бедствие… Дабы буйные ветры не опрокинули судно, ты змеем Васуки привяжешь его к Моему рогу, и Я буду оберегать тебя. Я поведу ковчег твой через бескрайние просторы вселенского океана….

Я вложу в разум твой мудрость и научу Высшей Истине; Я наполню сердце твоё видением Моего величия и могущества!» С этими словами гигантская Рыба скрылась в глубинах безбрежного океана. А Сатьяврата приготовился исполнять волю Всевышнего. 

Он собрал вместе всех тварей земных и семена всех растений, призвал к себе семерых мудрецов-риши и с ними в указанный срок взошел на нерукотворное судно. Пророки славили святого царя, объявляя его орудием в милостивых руках Божьих. Небо заволокло черными тучами, из которых нескончаемым потоком хлынул дождь. Вода стремительно прибывала, захватывая сушу и подступая к горным вершинам. Тут из морских глубин показалась золотая сияющая, как солнце, гигантская Рыба-единорог.

 

…. Памятуя слова Всевышнего, царь взял за хвост змея Васуки и привязал им свой ковчег к Рыбьему рогу.

Исполнив завет Господа, царь молвил: «Несчастные души, забывшие в суетных хлопотах о своей духовной природе и о предназначении жизни, о Господе, по Его милости однажды встречают на своём пути Его посланника, дабы внимать его благому слову. Надеясь обрести счастье в этом временном мире, глупая обусловленная душа совершает здесь разные действия, но её карма приносит ей лишь страдания. Но тот, кто служит Верховной Личности Бога, избавляется от стремления к ложному счастью.

     Тому, кто хочет освободиться из материального рабства, следует посвятить себя служению Верховной Личности Бога и отказаться от порождённого эгоизмом невежества, заставляющего его заниматься благочестивой или греховной деятельностью. Благодаря служению Источнику и благожелателю всех существ, душа возвращает себе свою изначальную природу, подобно тому как золото или серебро, когда их нагревают в огне, очищаются от всех примесей. Пусть же этот неисчерпаемый Верховный Господь станет моим духовным учителем, ибо Он — изначальный учитель всех учителей!

    Ни полубоги, ни мирские учёные, ни все остальные люди, вместе или по отдельности, не способны даровать нам даже одну десятитысячную долю Твоей милости! … Ложные учителя учат своих материалистичных учеников тому, как разбогатеть и наслаждаться в этом мире. Следуя таким наставлениям, глупые ученики лишь продолжают в невежестве влачить материальное существование. Ты же даешь вечное знание, и разумный человек, получив его, быстро возвращается в естественное, изначальное состояние.

    Господь мой, Ты — величайший благодетель и самый близкий друг каждого, верховный повелитель и наставник, Сверхдуша, дарующая высшее знание и исполняющая все желания. Ты пребываешь в сердце каждого, но глупые люди из-за вожделения, охватившего их сердца, не могут постичь Тебя!

О Всевышний, чтобы постичь себя, я предаюсь Тебе, кому полубоги поклоняются как высшему повелителю всего сущего! Прошу Тебя, объясни мне, в чем смысл жизни, и, милостиво разрубив Своими наставлениями тугой узел в моем сердце, открой мне цель жизненного пути!»

После того, как Сатьяврата вознес молитвы Верховному Господу, принявшему облик рыбы, Господь открыл ему Абсолютную Истину. Верховный Господь объяснил царю Сатьяврате духовную науку, которая позволяет научиться отличать материю от духа. 

… Когда воды потопа стали спадать, Всевышний в образе божественной рыбы (Матсья-аватары) привёл ковчег Ману к появившейся из-под воды суше».

 

Место, к которому пристал ковчег Ману, стало называться Манали.

Оно находится на высоте двух тысяч метров. Здесь зарождаются облака.

В том месте, где ковчег пристал к суше, находится храм Ману.

С этого места вновь началось заселение этой планеты.

 

Сойдя с ковчега, семь мудрецов, появившихся из ума Брахмы (Кашьяпа, Атри, Васиштха, Вишвамитра, Гаутама, Джамадагни и Бхарадваджа), основали недалеко от Манали свои ашрамы. Сейчас в этих местах находятся семь деревень. Один из этих семи сыновей Брахмы, великий мудрец Васиштха  после 60 тысяч лет, посвящённых тапасье, постиг божественное знание и был избран провидением сыграть роль духовного учителя Господа Рамы – одного из последующих воплощений Всевышнего, который пришёл в этот мир, чтобы показать царям пример идеального монарха.

В том месте, где находился ашрам Васиштхи сегодня находится деревня Васиштх, которая была конечным пунктом моего путешествия.

Разумеется, упоминаемая в санскритских трактатах продолжительность жизни людей сегодня похожа на сказки. Но точно такими же сказками всего лишь пару сот лет назад бы назвали те вещи, которыми сегодня мы пользуемся: микроволновые печи, стиральные машины, сотовые телефоны, компьютеры. Поэтому называть сказками то, что не укладывается в личный наш жизненный опыт не очень разумно.

Тем более, что сравнение санскритских ведических текстов с другими священными текстами этой планеты, а так же с открытиями современных учёных лишь подтверждает подлинность хранящейся в них информации.

Согласно ведическим текстам, во Вселенной периодически сменяют друг друга четыре эпохи: Сатья, Двапара, Трета и Кали – юги. Или – Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный «Века» — масштабные космические циклы-эпохи, условия и продолжительность жизни в которых разнятся.

Исследования современных учёных показывают, что тысячи лет назад плотность и состав земной атмосферы были другими. В воздухе было на тридцать процентов больше кислорода, чем сейчас, и он был в несколько раз более плотным. Простейшие расчеты показывают, что в такой атмосфере всё должно было быть просто гигантским.

Об этом же говорят и древне-индийские Веды. В древности всё было просто гигантским. Включая и продолжительность жизни.

Подробней об этом рассказано в одной из моих книг, по мотивам которой Рен-ТВ создало эту передачу.

По мере того, как атмосфера на этой планете начала разряжаться, стал уменьшаться рост всех живущих на этой планете существ, а так же и их продолжительность жизни.

Согласно Ведическим текстам, в Сатья-Югу (в «Золотой Век») рост людей достигал 35-50 метров, а их продолжительность жизни – 100 тысяч лет. Деревья достигали тогда в высоту двух километров. И это – не сказки. Кремниевые «пеньки» этих гигантских деревьев сегодня являются предметом для изучения многих исследователей.

В Двапара-Югу (вторую эпоху, в «Серебряный» Век) рост людей уменьшился до 17 метров, а их продолжительность жизни – до 10 тысяч лет.

К концу Трета-Юги («Бронзового» Века – третьей эпохи) рост людей уменьшился до 5-7 метров, а их продолжительность жизни – до тысячи лет.

Период юности в те времена продолжался до трёхсот лет.  Поэтому жизнеописания Кришны, жившего пять тысяч лет назад,  подчеркивают, что Он завершил Свои игры в раннем для того времени возрасте: когда Он покинул планету, Ему было всего лишь 135 лет и Он выглядел в то время как 16-летний юноша. Рост всех людей тогда был примерно 5 метров.

С наступлением Железного Века атмосфера Земли разрядилась ещё больше, а с ней рост и продолжительность жизни людей стали стремительно уменьшаться.

В записанной после наступления Железного Века «Бхавишья – Пуране» упоминается, что перед наступлением этой эпохи двое проживавших в то время в одном очень прекрасном саду авадхут (не сознававших своих материальных тел и потому ходившими без одежд мудрецов) — Адхам и его жена Хавьявати стали родоначальниками ещё одной ветви человеческого рода. Имя «Адхам» указывает на человека, который не следует дхарме, поскольку он выше всех правил и предписаний, а имя Хавьявати было дано этой девушке потому, что она появилась в результате жертвенного подношения, которое называется «хавья». Чтобы Адхам и Хавьявати соединились, божество Железного Века по имени Кали принял облик рептилоида (нага) и дал им отведать осквернённый плод (папа-пхала), из-за чего произошло понижение их сознания с божественного плана до плана земного и они стали сознавать свои материальные тела, зачали детей и стали основателями новой династии.

Всё это очень похоже на историю о Адаме и Еве из Библии.

Кстати, Библия нигде не называет Адама первым из людей.

Согласно Библии, к востоку от Эдема находилась земля под названием Нод, в которой сын Адама и Евы Каин взял себе жену.

Каин не мог жениться на своей сестре, дочери Адама и Евы, потому что, согласно Библии, у них не было дочерей.

Таким образом, согласно Библии, уже до Адама и Евы существовали другие люди и другие населённые имеющие своё название земли.

Наибольший и серьезнейший довод, говорящий в пользу заселенности земли Нод: Каин строит на этой своей второй родине город. Городом не может быть поселение одной, к тому же, моногамной семьи. Город, построенный Каином, должен был кто-то заселить, а так же построить его вместе с ним, если уж на то пошло… В одиночку никто город не может построить.

Итак, стихи 16-17 главы 4 книги Бытия могут быть поняты только лишь однозначно: земля Нод была заселена какими-то людьми. Людьми, не происходивших от Адама и Евы. Где сын Адама и Евы взял себе жену и основал новый город.

И это не противоречит библейским рассказам о сотворении мира.

Согласно первой главе Библии,

1. Творца зовут «Бог».
2. Он творит птиц на четвертый день; зверей — на пятый (Бытие 1:20-25).
3. Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Бытие 1:27)

То есть, мужчина и женщина сотворены одновременно, на шестой день творения, на другой день после зверей и через день после птиц. Они безымянны. Как и из чего они созданы — неясно, в какой местности — не сказано (Бытие 1:26-27).

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Бытие 1:28)

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу (Бытие 1:29)

А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. (Бытие 1:30)

Таким образом, первая же глава Библии подчёркивает, что

1) Бог создал первых людей сразу – и мужчину, и женщину, дав им прямое указание размножаться;

2) Что Бог создал людей вегетарианцами, выделив им в качестве пищи плоды, злаки и травы («сие будет вам в пищу!»)

3) Что у птиц, змей и зверей тоже есть душа.

Всё это полностью совпадает с информацией, хранящейся в санскритских трактатах, рассказывающих, что первые люди – это первый Ману, прародитель человечества по имени Сваямбхува и его жена Шатарупа, которые появились из разума Творца; сразу после своего появления они слились в половом акте.

Соединение мужчины и женщины с целью зачатия не является чем-то порочным, «грехом», поскольку это – выполнение замысла и воли Творца: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте Землю!»

Согласно ведическим текстам, первыми сотворёнными существами были наделённые особыми полномочиями от Бога праджапати –«прародители», чьей функцией было заселение всех планетных систем различными формами жизни. За свою долгую жизнь они давали рождение десяткам тысяч детей. Ману – одни из праджапати, обязанностью которых было заселение Земли людьми и направление их на путь Истины.

Во второй главе Библии приводится уже совершенно иной рассказ о творении. Вот его основные отличия:

1. Творца зовут уже не просто «Бог», а — «Господь» или «Господь Бог» (Быт,2:4 и далее).
2. «Господь» сотворил человека (ни слова про «образ и подобие») раньше зверей и птиц. Они были сотворены лишь впоследствии (Быт,2:7,19)
3. Человек — мужчина, его зовут Адам и создан он «из праха земного». Еще раз — об «образе и подобии» ни слова. Творение происходит в конкретном месте — на Ближнем Востоке (Быт,2:7-8,10-14)
4. Ева — точнее, вплоть до грехопадения — безымянная «женщина»,- создана последней, «из ребра» (Быт,2:20-23).

5. Соединение Адама и Евы является следствием их грехопадения, в результате чего они покидают Эдем.

Издавна первые главы Бытия ставили библиеведов в тупик. Возникла даже гипотеза, что Библия составлена из различных текстов. В одном Бога называют Яхве, во втором — Элохим. Зачем в первой главе говорить об одном, а во второй – рассказывать то же самое снова «с нуля» то же самое, но уже совершенно иначе??

В действительности, две эти главы рассказывают о двух разных творениях.

В первой главе говорится о том, как Бог создал мир и людей, а во второй – о том, как «Господь» сотворил мужчину по имени Адам, создал для него Эдемский сад со зверями и птицами, после чего в этом саду появилась и Ева.

В первой и во второй главах Библии речь идет о двух разных творениях: о сотворении (в различное время) двух разных человеческих пар.

Адам и Ева — не первые люди, а последующие после созданных Богом по Его образу и подобию прародителей человечества.

Таким образом, утверждение Вед о том, что первыми созданными на заре творения людьми был праджапати Ману по имени Сваямбхува и его жена Шатарупа, а в начале эпохи Кали появились Адхам и Хавьявати, нисколько не противоречит Библии, согласно которой «грехопадение» Адама и Евы произошло около шести тысяч лет назад, в конце Бронзовой – начале Железной эпох.

Сопоставление Вед и Ветхого Завета и в плане продолжительности жизни людей в этот период полностью совпадают.

Согласно ведическим текстам, в конце Бронзового Века продолжительность жизни людей составляла всего лишь одну тысячу лет, а по мере наступления Железного Века она стала сокращаться ещё больше.

В Библии говорится, что Адам прожил 930 лет, а Сет (Сын Адама) – 912, Енох (сын Сета) – 905. Что указывает на то, что они были одними из первых жителей Кали-Юги (Железного Века). Живший гораздо в более позднее время Авраам прожил всего лишь 175 лет.

Похожая продолжительность жизни встречается и в родословных шумерских царей летописям, согласно которым Этан прожил 1560 лет.

Персидский эпос «Шах-нам» («Царская книга») ―  упоминает царей, правивших по тысяче лет, по несколько сотен лет, по 150 лет и т.д.

Исходя из всего перечисленного, продолжительность жизни 100 тысяч лет в Золотой Век уже не выглядит сказкой. И стоит ли удивляться тому, что для постижения безграничного Бога мудрецы посвящали свою очень долгую жизнь?

Согласно китайским источникам, ещё несколько веков назад были известны долгожители с возрастом по 250-300 лет. Специалист по акупунктуре Джозеф П. Хоу пишет в своей книге «Техники для достижения долголетия»: «Согласно китайским медицинским трактатам, доктор по имени Цуе Вэньцзэ эпохи династии Цин прожил 300 лет. Гэ Юлэ в конце династии Хань прожил 280 лет. Даосский монах Хуэй Чжао прожил 290 лет… Даосский мастер Ли Цинъюань прожил 250 лет».

В начале двадцатого века многие россияне доживали до 125-137 лет, а известный физиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине академик Иван Петрович Павлов в то время подчеркивал, что «смерть ранее сто пятидесяти лет следует считать насилием над организмом!». И у него были все основания для этого. Более подробней об этом – в статье.

В своей книге доктор П. Хоу особо подчёркивает, что, с восточной точки зрения, для достижения долголетия необходимо «питать жизнь», что касается не только физического тела, но и психологической и духовной стороны.

Это – одно из наиболее важных объяснений того, почему по мере утраты людьми внутренней чистоты так же сокращается и их жизнь. По мере духовной и нравственной деградации общества люди стали приносить меньше счастья другим и меньше получать в ответ живительных  благодарных эмоций.

Думаю, Вы согласитесь с тем, что в этой закономерности есть свой резон: чем чище сердце людей – тем они живут дольше. А чем сердце грязнее – тем они меньше живут…

Согласно ведическим текстам, ближайшие десять тысяч лет будут эпохой духовного возрождения человечества. Человечество перейдёт на эволюционно новый, более возвышенный уровень экономических, социальных и политических отношений, где всё человечество в целом будет рассматриваться как один организм. Чтобы немножко помочь этому, я решил написать ещё одну книгу, и Васиштх был, наверное, лучшим для этого местом.

Великий мудрец Васиштха был духовным наставником Рамы, который, чтобы подать пример совершенного правления, управлял обществом на основании духовных законов, заботясь о благополучии всех существ в государстве. Благоприятным для экологии образом.

Для меня написание каждой книги – как кубик Рубика. Не очень простая задача. Книга одновременно должна быть познавательной, актуальной, полезной, интересной и… неожиданной. Иногда я по нескольку месяцев размышляю над книгой, какой она должна быть, что дать читателю, с какой стороны к ней подступиться…

Со временем я смог понять, что не я пишу книги. Я – только лишь инструмент в руках высших сил. Чтобы приносить пользу людям, мне нужно быть чистым, внимательным, искренним, честным слугой всех существ.

Духовная благоприятная атмосфера священных Гималаев и места, в котором долгое время медитировал на Абсолютную Истину великий мудрец, были хорошим подспорьем в достаточно непростой, но интересной работе.

Когда я выкладываю подобные фотографии в сеть — меня часто спрашивают: «А Вы водите туристические группы как гид?»

Поскольку «свободное время» писателя – понятие весьма относительное (в любое свободное время я что-нибудь постоянно пишу), я предпочитаю путешествовать в одиночестве или очень маленькой группой. Поэтому места, которые мне очень понравились, я стараюсь описать очень подробно как гид в своём блоге – чтобы читатели со своими друзьями могли посетить это место в удобное для них время, узнав про историю этого места, что интересного я рекомендую там посетить.

 

Мне очень приятно, что благодаря моим «гид-статьям» многие их для себя открывают и посещают с друзьями. Наиболее популярными стали вот эти статьи:

Гокарна: http://usanin.com/blog/privet-iz-gokarny/

Лучшая эко-община Европы: http://usanin.com/blog/ekoobshhina/

Духовная школа: http://usanin.com/blog/ekologicheskaya-duxovnaya-shkola/

Удупи: http://usanin.com/blog/udupi/

Место, где начинается Ганга: http://usanin.com/blog/puteshestvie-v-gimalai/

Аллахабад. Кумбхамела: http://usanin.com/blog/kumbxa-mela-prazdnik-dlya-tex-kto-ne-xochet-zdes-bolshe-rozhdatsya/

И другие.

Я очень рад был открыть для себя и с радостью открываю вас это волшебное место — Манали. Высота – две тысячи метров над уровнем моря.

Попасть сюда просто. Любым самолётом – до Дели, потом – одну ночь на автобусе.

В Дели пять крупных автовокзалов.

Если вам – во Вриндаван, Матхуру и Агру (посмотреть Тадж Махал) – тогда вам необходим южный вокзал Сарай Кале Кхан (Sarai Kale Khan  (Vir Hakikat Rai ISBT))

А для того, чтобы поехать в Манали — необходим северный вокзал, откуда едут автобус в легендарный Кашмир. Поэтому этот вокзал так и называется – Кашмири Гейт (Kashmiri Gate ( Maharana Pratap ISBT))

Автобусы до Манали (идущие через Кулу) отправляются отсюда каждые пятнадцать минут. По крайней мере, в вечернее время. Стоимость билета – 600-700 рупий (десять долларов).  Утром вы уже в Манали.

 

От Манали до Васиштха – два километра на рикше.

Центральное место Васиштха – небольшая храмовая площадь.

Здесь – храм Шивы, а слева – вход в храм Васиштхи.

В десяти метрах за храмом Шивы, чуть выше него – храм Господа Рамы:

Здесь регулярно проходят множество праздничных мероприятий. На фото ниже – местный фестиваль Ратха-Ятры.

Поскольку Васиштх — паломническое и одновременно курортное место, здесь много гостиниц. Практически, одна на другой. Есть пару отелей с номерами по сто-сто пятьдесят долларов в сутки, но в основной своей массе цена 500-1200 рупий (8-15 долларов) в сутки.

Поскольку я искал тихое и очень удобное место, я остановился в отеле с названием «Дхарма». В двуста метрах от храма. Это пятиэтажное белое здание на следующем фото:

Тихое и очень удобное. С ванной и горячей водой. Вай-фай в номере.  Просили тысячу двести рупий, сторговались на тысяче.

405 комната. Хорошее тихое место и очень удобный стол. Для меня это важно, поскольку я за столом провожу по 7-10 часов в сутки. Здесь был очень хороший по высоте стол и подходящие не мягкие широкие кресла: с подкладкой из свёрнутого одеяла и валиком из-йога мата под спину на нём можно сидеть в позе лотоса и без особой усталости набирать текст компьютере.

Здесь я работал над самой для меня непростой книгой «Три тела. Секрет всех восточных учений». Господь мне послал очень хорошее место для этой работы. В окружении священных вершин Гималаев. Тихо, никто не тревожит.

С балкона — чудеснейший вид, который, благодаря проплывающим под- или над тобой облакам, меняется каждые десять минут.

Когда облака проплывают через отель, за окном – молоко…

Все эти фото я сделал с балкона в различное время дня. Своего рода панорамная съёмка:

Как я упомянул, центр – это три древних храма, находящихся рядом друг с другом: храм Рамы, храм Шивы, храм Васиштхи. Все эти личности – ключевые герои Рамаяны. Придя в этот мир в облике Рамы, Всевышний, чтобы подать пример праведного царя, поклонялся Шиве, который является повелителем материальной энергии и самой святой личностью в этой вселенной.

Шива же поклоняется Раме как своему господину, повторяя Рама-мантру:

«Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе!». Эту же мантру повторяет его жена Парвати.

Являясь повелителем материальной энергии, Шива является верховным божеством демонов, ищущих иллюзорного материального счастья. Ему поклонялся и Равана, укравший у Рамы Его жену Ситу.

Ключевым моментом Рамаяны является битва между Рамой и Раваной, за которой наблюдали все небожители. Под финал битвы Рама натянул тетиву Своего лука и прицелился в Равану.

В этот момент Парвати обратилась к своему божественному супругу: «Равана поклонялся тебе. Неужели ты не защитишь его?»

На что Шива произнёс известную фразу:  «Ты знаешь, что Рама – это Сам Всевышний, который низошёл в этот мир в облике человека. Никто не сможет убить того, кого Он хочет защитить. И никто не сможет защитить того, кого Он хочет убить!»

Эти слова Шивы стали известной поговоркой на бенгали: «Ракхе Кришна маре ке, маре Кришна ракхе ке!» — «Когда тебя защищает Всевышний – никто тебя не сможет убить, но если Всевышний тебя хочет убить — никто тебя не защитит!»

В свою очередь, Рама, чтобы подать всем пример, объяснял свои все победы следованием наставлений своего гуру Васиштхи и благословениями Шивы.

Таковы отношения великих, возвышенных личностей.

Мудрец Васиштха  тоже хорошо понимал, кто играет роль его ученика. И, подчиняясь воле Всевышнего, прилежно играл роль Его гуру, ради благополучия всего человечества давая глубокие ответы на задаваемые Рамой вопросы.

Я думаю, многих волнуют вопросы законов судьбы.

Поэтому я ниже приведу часть беседы благородного Рамы и муни Васиштхи:

«Шри Рама сказал: «О мудрец! У меня нет материальных желаний, я ни к чему не стремлюсь в этом мире, но от раздумий о жалкой судьбе живых существ, попавших в ловушку страданий, я полон печали. Стремление к удовольствиям от обретения временных и эфемерных материальных вещей отравляет разум, и этот эффект длится несколько жизней. Все страдания и все проблемы этого мира порождены эгоизмом. Он разрушает самоконтроль, добродетель и спокойствие. Эгоизм возникает в темноте непонимания и расцветает в глупости. От него расходятся бесконечные греховные тенденции и неправильные действия. Мне удивительно, что человек может казаться занятым весь день и все время заниматься эгоистичными действиями, не делая ничего хорошего, и после этого он способен спокойно спать ночью! Всё, что сделано в состоянии эгоизма, – впустую, истинно только лишь бескорыстие!

Счастлив лишь тот, кто свободен от корысти и эгоизма, и кого не захватывают желания удовольствий, воспринимаемых чувствами тела, но таких людей мало. Я не считаю героем того, кто может победить целую армию; герой только тот, кто руководит своим разумом. Победой не может быть приобретение того, что скоро будет потеряно, победа – это приобретение того, что потеряно быть не может. Пожалуйста, расскажи: кто те герои, которые освободились от иллюзий? И какие методы они использовали, чтобы стать свободными? Прошу: объясни, что это за состояние, в котором человек не испытывает никаких страданий? Как может достичь этого состояния спокойствия и блаженства человек, вовлеченный в мирские дела? Неисчислимые времена приходили и уходили, и они – только моменты во времени. С точки зрения богов, даже целая эпоха подобна мгновению. Пожалуйста, расскажи, как просветленные, свободные от влияния времени, живут в этом мире?»

Собравшиеся мудрецы сказали: «Несомненно, ответы, которые Рама получит, достойны того, чтобы быть услышанными везде в мире! О мудрые, приходите, чтобы услышать ответ величайшего мудреца Васиштхи!»

Услышав это, во дворце собрались все мудрые мира, где их приняли с почестями и усадили.

Васиштха сказал: «О, Рама! Ты, без сомнения, Первый среди мудрых и нет ничего того, что тебе надо было бы ещё узнать! Но, поскольку Ты меня попросил, я, конечно, выполню Твою просьбу. Я изложу Тебе мудрость, которую я получил от создателя этой Вселенной!

В этом мире достичь чего-либо можно только собственными усилиями, и когда что-то не удается, причину нужно искать в недостатке усилий – умственных, словесных и физических, которые необходимо совершать в соответствии с наставлениями мудрого человека, хорошо знающего писания.

Усилия могут быть двух категорий – усилия прошлых рождений и усилия этого рождения. Последние могут победить первые. Судьба – это не что иное, как усилия прошлых рождений. Между этими категориями – постоянный конфликт в этом воплощении, и побеждают более сильные! Усилия, которые не соответствуют рекомендациям священных писаний, являются проявлением невежества. Если человек не получает желаемых результатов, ему необходимо внимательно изучить свои действия на предмет допущения ошибок, проистекающих из неправильного понимания, и если такие найдутся, немедленно их устранить. Нет силы большей, чем правильные действия в настоящем! Поэтому, задействовав волю, нужно всегда прилагать усилия для того, чтобы победить зло добром, и последствия прошлых неверных поступков – правильными усилиями в настоящем.

Ленивый человек хуже осла. Никогда нельзя поддаваться лени, надо стремиться к освобождению, видя, как жизнь уходит с каждым мгновением. Не надо купаться в чувственных наслаждениях, как червь в навозе. Если бы не было на земле этого ужасного источника зла под названием лень, кто бы остался безграмотным и бедным? Из-за лени люди на земле ведут животную жизнь, полную страданий и несчастий.

Когда случается несчастье, люди восклицают: «Увы, какая трагедия!» или «Увы, такова моя судьба!». Тот, кто при этом говорит, что «такова моя судьба, я не могу ей противиться» – не имеет мозгов, и его покидает удача. Настоящее бесконечно более могущественно, чем прошлое. Только полные глупцы удовлетворены результатами своих прошлых усилий, которые они называют «божьей волей», и не прилагают никаких усилий в настоящем. Иногда случается, что град побивает урожай крестьянина, – несомненно, сила града была больше чем усилия крестьянина и крестьянин теперь должен больше стараться. Он не должен печалиться о неизбежном. Если бы печаль в этом случае была оправдана, мы должны были бы рыдать целыми днями о неизбежности смерти. Мудрый, конечно, должен различать, что возможно достичь личными усилиями и что – невозможно. Однако было бы глупостью относить это к чему-то внешнему и говорить, что «Бог посылает меня в рай или ад» или «судьба (или что-то не зависящее от меня) заставляет меня делать то или это» – таких глупцов следует сторониться. Бывает, что без больших усилий кому-то что-то удается. Разумеется, это не случайность, а результат личных усилий этого человека в прошлых жизнях. Человек должен освободить себя от эгоизма и лени и заняться праведными делами, чтобы осознать Высшую Истину. Над фаталистом можно лишь посмеяться. Энтузиазм и верное понимание проявляются в сердце, очищенном изучением священных писаний и примером святых.

О, Рама! Со здоровым телом и спокойным разумом человек должен стремиться к осознанию своей духовной природы, чтобы не рождаться здесь снова. Тот, кто желает спасения, должен переключить разум с низких целей на цели возвышенные с помощью регулярных усилий – в этом суть всех Писаний. Святые подчеркивают: «С постоянством иди по пути, который ведет к истинному благу!»

Если человек вязнет в печалях, то окружающие в утешение ему говорят, что такова его судьба. В действительности же, это – результат его прошлых внутренних и внешних усилий. Очевидно, что человек попадает куда-то или удовлетворяет свой голод в результате предпринятого путешествия или съедания пищи, а не потому что «такова его судьба». Поэтому с детства нужно идти по пути к своему высшему благу, изучая писания, находясь в компании мудрых и прилагая правильные усилия. Если бы во Вселенной всё уже было предопределено, имели ли бы тогда действия, даже праведные, хоть какое-нибудь значение и можно ли было бы тогда кого-нибудь хоть чему-нибудь научить? Например, если астролог предсказывает, что молодой человек станет великим ученым, станет ли он ученым без образования и чтения книг? – Нет! Каждый, кто обладает каким-либо знанием, достиг это с помощью правильного приложения своих усилий!»

Рама спросил: «О святой, если стереотипы сознания, наработанные человеком в прошлых жизнях, оказывают на него влияние в настоящем, есть ли свобода действий?»

Васиштха сказал: «О, Рама! Привычки и устремления, а так же тенденции прошлых поступков бывают двух видов – чистые и нечистые. Чистые ведут к освобождению, а нечистые – к разным бедам. Человек – не инертная масса, а обладает сознанием. Поэтому он свободен усиливать в себе стремление к чистым поступкам, а не к нечистым. Нечистые поступки должны быть постепенно оставлены, и разум должен отворачиваться от них постепенно, чтобы не вызвать сильной реакции. Поддерживая хорошие устремления постоянными действиями, человек их усиливает. Нечистые ослабляются, если их не использовать. Вскоре человек увлечется выражением чистых мотивов в своих чистых действиях и постепенно приблизится к Высшей Истине. У входа в царство Свободы стоят четыре стражника. Это: самоконтроль, дух познания, удовлетворенность и хорошее общение.

Самоконтроль, Рама, – это лучшее лекарство от всех физических и психических болезней. Если человек контролирует себя, тогда даже пища ощущается более вкусной. Того, кто защищен доспехами самоконтроля, не затрагивают страдания. Все хорошее и благоприятное проистекает от самоконтроля. Все порочное разгоняется самоконтролем. Удовольствие, ощущаемое в компании того, кто полностью себя контролирует, несравнимо ни с чем! Каждый интуитивно доверяет ему. Никто не ненавидит его, даже демоны.

Второй охранник у ворот освобождения – это непрерывные размышления, дух познания. Мудрый считает силу, интеллект, эффективность и своевременные действия результатами размышлений. Несомненно, что королевство, богатство, наслаждение и окончательное освобождение, – все это – результаты размышлений! Дух вопрошания защищает человека от бед, досаждающих не размышляющему глупцу. Когда разум становится тупым из-за недостатка размышлений, тогда воображение видит привидение в каждом темном углу. Поэтому не думающий глупец есть хранилище проблем и страданий. Отсутствие размышлений приводит к действиям, опасным для самого человека и для окружающих, и к многочисленным психосоматическим болезням. Поэтому надо избегать компании таких не думающих людей.

Те, в ком дух познания постоянно бодрствует, наполняют мир светом и просветляют всех, кто общается с ними. О, Рама! В свете духовных познаний возникает понимание вечной и неизменной природы Высшей Реальности. Достигнув этого, человек не стремится ни к чему более, и не отталкивает ничего от себя. Он свободен от заблуждений и привязанностей, он не бездействует, но и не тонет в делах, он живет и действует в этом мире, а в нужный срок достигает блаженного состояния полной свободы.

Глаз духовного познания видит даже в повседневной суете. Воистину жаль того, у кого нет этого глаза. Лучше родиться лягушкой в грязи, червем в навозе, змеей в норе, чем без этого глаза. Что такое истинное познанье? Это вопрошание: «Кто я?» и познание своей духовной природы, из которого проистекает внутреннее спокойствие, а затем и состояние высшего умиротворения, превосходящее умственные измышления и заканчивающее все виды страданий.

Удовлетворенность тем, что есть, – еще один охранник у ворот к освобождению. Пока человек не удовлетворен собой, он будет страдать. С появлением удовлетворенности расцветает чистота в сердце. Удовлетворенный человек, который ничем не владеет, владеет миром.

Общество мудрых, святых и просветленных людей, – это четвёртый охранник ворот к освобождению. Общение с такими людьми развивает интеллект, разрушает непонимание и снимает психологические стрессы. Какова бы ни была цена, как бы трудно это не было, какие бы препятствия не возникали, никогда не нужно пренебрегать общением с мудрым! Только общение с мудрыми освещает дорогу жизни. Общение с возвышенными, чистыми сердцем людьми превыше всех других видов религиозной практики: благотворительности, аскетизма, посещений святынь и исполнения ритуалов!

Человек должен стараться всеми силами и возможностями поклоняться и служить святым мудрецам, которые познали Истину и разогнали тьму невежества в своём сердце. Те, кто не оказывают почтения таким людям, призывают страдания на свою голову. Тот, кто не уважает святые писания и мудрых старцев, не достигнет самоосознания. Такая глупость более вредна, чем все болезни этого мира, вместе взятые! Освободиться от всех видов страданий и войти в мир бессмертия человек сможет только после того, как, достигнув высшего состояния сознания, он осознает Высшее Существо. Когда Истина видится сердцем, тогда этот самый мир становится обителью блаженства.

Удовлетворенность, общение с мудрыми, чистыми сердцем людьми, дух познания и самоконтроль являются верными средствами для спасения тех, кто тонет в страданиях этого мира. Довольствование тем, что есть, – высшее достижение. Компания мудрых – лучшая компания на пути к цели. Дух познания сам по себе – высшая мудрость. И самоконтроль – высочайшее счастье. Если ты не можешь обратиться ко всем четырем, тогда практикуй что-то одно: практикой одного найдутся в тебе и все остальные. Высочайшая мудрость сама будет искать тебя. Поэтому, о Рама, старайся изо всех сил взращивать в себе эти благородные качества!»

В храме Васиштхи, в честь кого названа эта деревня, регулярно проводится пышное поклонение ему:

В этом храме находится древнее скульптурное изображение святого Васиштхи. Никто не знает, сколько этому божеству лет. О том, что его нельзя фотографировать, я узнал много позже. Видно, брахмариши Васиштха захотел, чтобы я сделал это фото для вас:

Титул «Брахмариши» указывает на высочайший уровень мистического могущества мудреца. Насколько мне известно, им обладают три личности в этой Вселенной: творец мироздания Брахма, великий Васиштха и Вишвамитра.

В храме Васишхти находится местная достопримечательность – горячий источник.

Согласно преданию, по просьбе Рамы, его брат Лакшман, когда они находились, выпустил стрелу в землю и сделал для духовного учителя их династии Васишхти горячий источник.

Который здесь бьёт до сих пор.

Говорят, что этот источник – целебный. Сероводородный. Но характерного для сероводородных источников неприятного запаха нет.

На территории храма сделаны две горячих огороженных высокой стеною купели. Одна – для мужчин. А другая – для женщин.

Перед тем, как войти в купель, нужно вымыться с головы до ног мылом. Таковы правила гигиены при посещение общей купели.

Затем можно войти и в купель, которая представляет собою бассейн под открытым небом. Я приходил сюда, как правило, перед сном, чтобы хорошо отдохнуть и расслабиться перед отходом ко сну. Горячая гималайская баня-бассейн под ночным небом:

Не думайте, что в этот бассейн очень просто войти. В него можно войти только лишь постепенно – как и в горячую ванну. Сначала не понимаешь, как в ней вообще люди сидят. Но по чуть-чуть привыкаешь. И можешь в пробыть в этой купели минут 5 или 10.  Потом посидеть на бортике и – ещё пару подходов! J При этом важно соблюдать одно правило: выходя из купели, нельзя сразу вставать. Нужно хотя бы минуту – две посидеть. А то может голова закружиться или может глазах потемнеть и человек может потерять сознание.

Только лишь для мужчин выше этой купели в отдельном месте есть вариант куда более экстремальный. Мне говорили, что вода там более горячая но, когда я туда руку засунул – почти сразу же выдернул, не понимая, как туда кто-нибудь может войти?

Но, тем не менее, я иногда видел там одного – двух каких-то воистину йогов.

Кое-то омывается около этой купели, но войти туда удаётся немногим.

В отличие от горячей ванны, туда с непривычки нельзя даже опустить стопы. Обжигает конкретно. Но два или три раза мне всё же войти туда удалось. Привыкание занимает минут 20-30. Сначала ты по чуть-чуть льёшь ковшиком на ноги водой из купели. Потом по чуть-чуть опускаешь на пару секунд в воду ноги и тут же выпрыгиваешь. Потом продолжаешь лить воду на ноги и может быть, минут через десять-пятнадцать – на плечи.  Заходишь потом быстро в купель по колено и сразу же с криком выпрыгиваешь.

А потом видишь, как в купель прыгает или заходит без подготовки какой-то индус. И плавает или сидит там минуту. И у тебя что-то в сознании происходит, и ты заходишь в купель сразу по горло. И сидишь тихо, не двигаясь секунд десять – пятнадцать. И чувство, словно со всех сторон в тело вонзаются миллионы иголок. И с вызывающим у окружающих смех воплем выпрыгиваешь пулей из этой купели и тут же ложишься на каменный борт. Полностью расслабляясь и, тоже смеясь, наблюдаешь, как кто-то пытается туда тоже войти.  Через пару минут тебя тянет войти в этот кипяток снова. И ты можешь пробыть там уже где-то 15 секунд… С третьей, последней попытки я мог просидеть в этой воде 25-30 секунд! J

Когда сидишь в очень горячей купели – не двигайся. Около тела вода хоть чуть-чуть остывает, и любое движение обжигает тебя ещё больше. Поэтому выпрыгиваешь ты из этого кипятка просто пулей! 😀 😀 😀

Через несколько дней пребывания в Васиштхе у меня определился режим. Поскольку здесь меня ничего не тревожило, я ложился спать в пол-десятого – десять и просыпался, когда ещё было темно. Совершив омовение, я шёл к водопаду йогини и медитировал там два-два с половиной часа.

«Водопад йогини» — вторая главная достопримечательность этого места. Находится километрах в полутора за деревней Васиштх.

Когда-то не очень давно (по астрономическим меркам) в этом месте занималась медитацией одна йогиня. С тех пор водопад, который находится в этом месте, стали называть «водопадом йогини».

Это – место уединения этой подвижницы:

Рядом находится воистину просто гигантское дерево грецкого ореха. Высотой с пяти- или шестиэтажный дом. Я в жизни никогда таких ореховых деревьев не видел. Не без изумления глядя на него, я подумал, что оно стало таким, потому что росло в целебной, живительной энергетике ауры святой женщины.

Перед храмом йогини – удобная площадка для йоги (хорошая площадка для йоги есть так же на цокольном этаже гостиницы «Дхарма», если пройти сквозь кафешку отеля).

Окружающие горы воистину впечатляют:

Метрах в тридцати выше обители йогини – названный её именем водопад и небольшая купель:

После завтрака – работа над книгой.

На завтрак – овсянка и смузи, в качестве полдника – фрукты, а на обед, совмещаемый с ужином – салат и момо или сизлер в каком-нибудь из кафе. Я обходил их по очереди. Названия некоторых кафе говорят за себя: русских здесь ждут!

Пусть вас не пугает такой «денежный» вид владельца этого антикварного магазина — кафе. Его необычность заключается не в одеянии из рудракш и монет, а в том, что он принял на себя обет молчания (мауны). Общается он с посетителями при помощи жестов. Но все остальные сотрудники в этом кафе – говорящие 😀

Хорошо пообедать в любом кафе можно за 250-300 рупий (4-5 долларов).

В отличие от остальной Индии, все блюда в Васиштхе – не острые. Мои любимые блюда здесь – это «палак панир» (тушеный шпинат с сыром) или «момошки» с этим же содержимым. «Момо» — это тибетское название вареников. Вы точно не пожалеете, если закажете в любом местном кафе момо из шпината и сыра.

А сизлер – это аппетитное нечто в шипящей дымящейся свежей капусте.

И – мятный чай. Обед с видом на гималайские пики. Виды на открытых террасах здесь – «на миллион долларов»!

Местные жители зарабатывают здесь в основном выращиванием яблок. В Индии самый дорогой фрукт – это яблоки. В среднем в два или в три раза дороже, чем манго. Потому что они не растут в жарком климате. Исключение составляют долины гималайских гор. Здесь для них – идеальнейший климат. Поэтому все долины и склоны гор здесь засажены яблоками. Осенью их собирают и с хорошей прибылью продают жарких в низинах. А летом дополнительный бизнес – туристы. Коровы здесь – почти в каждом доме. Траву для них приносят с низин или с высокогорных лужаек.  Весьма непростой, но обыденный труд.

Во время работы над книгой (как, впрочем, и на любой важной задачей) ты думаешь о ней непрерывно, даже когда чистишь зубы и моешься, ешь или стираешь одежду. Поэтому, чтобы отвлечься и дать разуму отдых, я ежедневно старался по часу или по два-три гулять по новым для меня, незнакомым местам. Природа даёт отдых уму. Особенно, когда места так красивы:

Разумеется, я долго, «облизываясь», смотрел на эту возвышающуюся позади отеля гору и несколько раз пытался взойти на неё, но каждый раз упирался в отвесные скалы, преграждавшие путь восхождения к вершине, преодолеть которые я был не силах.

 

В конце концов, я набрался смирения и спросил приезжавших сюда каждый год девушек, которые рассказывали о земляничной поляне на вершине горы, как они до туда добрались? Они с радостью тут же ответили, что на вершину есть два пути: один, более лёгкий – если пойти по правой тропинке из двух, которые начинаются сразу же за гостиницей «Дхарма», а более сложный подъём – если пойти по тропинке, идущей вверх от того места, где местные женщины стирают одежду.

Моему разуму требовалось очень серьезно отвлечься от напряженной работы, а горы – отличное для этого средство. Поэтому на следующий день я закончил работу пораньше, в четыре и оставшиеся до наступления темноты три часа уделил восхождению на эту вершину. Девушки предупредили меня, что подъём по пологой, вьющейся серпантином тропинке занимает часа полтора.

Восхождение было нелёгким, но очень приятным. По усыпанным спелыми горными абрикосами тропинкам, красивым живописным местам.

Трава, которую вы видите здесь на фото – по пояс. Местами – по грудь.

Вот – лопнувший гриб-дождевик, размером с огромный арбуз:

К моменту, когда солнце скрылось за горной вершиной, мне удалось достичь намеченной цели и до наступления темноты спуститься в отель.

Следующий день – воскресенье — я решил посвятить отдыху от работы над книгой, решив совершить восхождение по более сложной тропинке.

Собираясь отправиться в горы (какой бы вы группой ни шли!), ОБЯЗАТЕЛЬНО предупредите метрдотеля об этом, подробно расскажите о том, каким вы маршрутом пойдете, а так же – когда планируете возвратиться. Учтите: в горах связи нет, там телефон не работает!!!
Ценные вещи оставьте на рецепшене в сейфе.

Я хорошо знал, что более крутой подъём – не значит, что он – более быстрый.

Когда эти красивые ступеньки закончились, начался очень красивый и экстремальный маршрут с уклоном градусов 50-60:

Карабкаться приходилось цепляясь за каждый корешок, кустик.
Через какое-то время я сбился с пути. Но какие-то очертания тропинок указывали на то, что здесь до меня кто-то ходил. А если здесь кто-то ходил – значит, здесь можно пройти. Точней – прокарабкаться.
Минут через сорок я был уже полностью мокрый и, чтобы она не мешала, снял всю одежду, сложив её в лёгкий рюкзак, в котором находился обед.

По мере того, как я забирался всё выше, я понял, что вниз лучше уже смотреть.
В уме сами собой стали всплывать обрывки из старых уже почти что забытых мной песен:
«Как вам только не лень в этот солнечный день…»
«Куда Вас, сударь, … , занесло? »
«Надеемся только на крепость рук…»
Через какое-то время карабкания по каменистым крутым склонам я понял, что спуститься обратно этим путём я не смогу. Потому что на пятках нет глаз.
Оставался лишь только один путь – к вершине, чтобы спуститься другой, известной мне со вчерашнего дня тропинкой. Для этого нужно было засветло ещё дойти до вершины. Через каждые 2-3 минуты я делал привал на секунд тридцать и – дальше.

Во время обоих своих восхождений я интенсивно молился горам и Всевышнему, хорошо понимая, что одними лишь только своими усилиями, без милости Свыше, ты ничего не добьёшься. Поэтому даже всплывающие в уме старые песни я переделывал как-то на новый свой лад: «Надеемся только на крепость рук, на милость Бога и помощь гор…»

Когда я увидел разрытую землю, то понял, что еле заметные тропинки, по которым я лез, проложены скорее всего не людьми, а какими-то обитателями гор и лесов.
Поэтому к играющим в уме «пластинкам» добавилось: «Здесь, на неведомых тропинках…»

Чуть ближе к вершине уклон стал другим и я делал привалы, прислонившись спиною к гигантским, в два-три обхвата деревьям:

Признаюсь: во время этого восхождения я время от времени слышал радостные голоса. И понимал, что это – голоса из другого измерения.

А на вершине меня ждали ещё пара чудес — знаков, понятных лишь мне одному, и замечательные дары Гималаев: океан земляники, омовение в чистом высокогорном ручье и – обед!

Вернулся известным мне со вчерашнего дня более пологим маршрутом.

Для любителей походов с ночёвкой – здесь есть несколько красивых и интересных маршрутов. Наиболее известные из них – к двум озёрам, к Вьяса-кунде и к Бхригу-кунде.  Бхригу-кунда — это озеро Бхригу, которое находится дальше за этой горой в 14 километрах. Согласно преданию, в том озере  один из сыновей Брахмы, великий мудрец Бхригу долгое время медитировал под водой.

Ведические древние тексты содержат много упоминаний о том, что в древние времена люди могли жить под водой, и многие мудрецы проводили под водой в медитации многие годы. Некоторые великие цари основывали в глубине вод свои царства. Одним из них был император Какудми, известный так же как Ревата, основавший под водой царство, известное как Каушастхали и выдавший свою дочь за брата Кришны Балараму.

Девятая песнь Шримад Бхагаватам (тексты с 29 по 34) повествуют об этом. А так же о том, как царь Какудми столкнулся на практике с тем, что на разных планетах Вселенной время протекает по-разному. Задержавшись ненадолго на высшей планетной системе Вселенной, он с изумлением узнал, что на Земле за это время прошли миллионы лет…

Учёные уже не считают, что это всё – сказки. Даже на околоземной орбите время на полторы минуты за сутки уже отличается от земного.

То же касается способности дышать под водой. Лет десять назад в одном из научных журналов была об этом статья. Ученые обнаружили, что на большой глубине количество кислорода в воде такое же, как и его количество в воздухе. Возникло предположение, что может быть, человек может водою дышать. Одному человеку залили лёгкое водой с таким кислородным составом, и оно при этом нормально работало. Оба лёгких ученые залить водой не решились. Но их это подтолкнуло на мысль, что, если бы человек мог выдержать такое давление, которое на той глубине под водой – люди могли бы жить под водой.

Изучая пузырьки воздуха в янтаре, с целью узнать состав древней атмосферы Земли, ученые обнаружили, что давление внутри этих пузырьков 8-11 атмосфер… Такое же, как сейчас глубоко под водой. Возможно, предположения некоторых исследователей, утверждающих, что на большой глубине в океане находится сокрытая от нас развитая цивилизация, безосновательны…

В районе Манали и Кулу находится много мистических, удивительных мест.
Для тех, кто решили поехать сюда, я должен рассказать ещё о двух значимых для этой долины местах.

В двадцати километрах от Кулу (два с половиной часа на такси от Васиштха) в окружении высоких гор, на берегу реки Парвати находится священное место Маникаран.

Сказать, что река Парвати бурная – ничего не сказать.
Я видел много раз горные реки Кавказа и реки в других местах Гималаев.
Но такого… ни разу не видел!
Неистовая, бушующая – эпитеты, которые приходят в ум сами собою, когда глядишь на неё!
Парвати — это шторм на реке!!!

Теперь понимаете, почему её цвет темней реки Вьяс в месте их встречи? 

Однажды, находясь здесь, Богиня Паравти уронила на Паталу (в подземное царство) свою золотую серёжку. Тогда божественный змей Ананта-Шеша струей горячей воды подбросил ей эту серёжку. С тех пор это место и называется Маникаран. «Мани» означает «золотая», «каран» — «серёжка» (от санскритского «карна»-«ухо»)

Поэтому храм Парвати – центральный храм в городе:

На фото здесь рядом с храмом – дымящийся горячий источник.

Вода там не просто горячая. Она там кипит!!!

Местное развлечение туристов – варить в этой кипящей воде рис или нут. Мешочек с рисом и веревочкой можно купить в любом лотке рядом за 10 рупий, опустить его в кипящий источник, привязать ниточку к бортику, и через двадцать минут достать сварившийся рис.
Здесь — я опускаю свой мешочек с рисом в источник:

Торговец целебными травами и корешками:

В Маникаране – несколько храмов: храм Рамы, храм Шивы, храм Парвати, и Гуру Двар.

Около храма Шивы – такой же кипящий источник. Священники в горшочках в нём варят прасад – освященную пищу, которую раздают всем паломникам.

Перед входом в храм Шивы находится божество его быка Нанди. Если загадать желание и рассказать о нём на ухо Нанди – оно непременно исполнится!

Согласно преданию, Сам Всевышний принял принял облик быка для того, чтобы служить Своему дорогому слуге – Господу Шиве. Об этом рассказывается древней „Брахма-вайварте-пуране”. Однажды демон по имени Трипурасура завоевал всю вселенную и полубоги обратились к Господу Шиве с просьбой помочь им. Год они сражались на земле. Шива понял, что он ничего не может сделать. Они взлетели в небо, месяц сражались в небе. Шива нанес удар по Трипурасуре. Трипурасура свалился вниз, но тотчас же поднялся и сбросил вниз самого Шиву. Шиве пришлось обратиться к Всевышнему: «О, мой Господь, помоги мне!» Всевышний дал Шиве трезубец и сказал: „Отныне Я стану твоим быком!” Всевышний одновременно может находиться в разных местах в разных обликах. Поэтому Он принял образ божественного быка Нанди, Шива сел на Него и дарованным ему Всевышним трезубцем победил демона. Так же, как Кришна во время битвы на Курукшетре стал возничим Арджуны, так же во время битвы Шивы с Трипурасурой Всевышний стал его быком.

Многие приезжают сюда именно для того, чтобы прошептать своё желание божественному быку Нанди на ухо.

Напротив храма Шивы – храм Гуру Двар.
В этом месте пятьсот лет назад основатель религии Сикхов, Гуру Нанак совершал аскезы и медитировал, чтобы достичь просветления.
В этом месте он записал Гуру-грантхи – священное писание религии сикхов.

Сегодня сикхизм – одна из наиболее популярных религий индусов, широко распространившаяся в сословии кшатриев. Сикхов-мужчин можно узнать по тому, что они всегда ходят в чалме; мальчки-сикхи уже с самого детства никому не показывают свои волосы (так же, как, впрочем, и женщины).

Среди сикхов есть много известных спортсменов. В том и числе родившийся в 1911 году Фауйя Сингх.

Мозг отказывается воспринимать эту информацию сразу: мужчина, который родился 1-го апреля 1911 года, не только жив и здоров, но и ежедневно пробегает более 15 километров, так как является действующим марафонцем. Живущий сейчас в Англии сикх увлекся марафонским бегом в возрасте 89 лет. Дистанцию 42 километра могут пробежать единицы из тех, кто вчетверо моложе его, а Фауйя Сингх пробегает её за 5 часов 40 минут, объясняя своё активное долголетие верой в Бога и тем, что он никогда не курил, не употреблял мясо и алкоголь.

Целью религии, которую основал Гуру Нанак, было примирение Индуизма с Исламом, поскольку она содержит в себе элементы обеих религий.
Гуру Нанак жил в одно время с Чайтаньей Махапрабху – религиозным реформатором, провозгласившим совместное пение имён Бога главным религиозным принципом для всех религий.

Ишвара дас, биограф Чайтаньи Махапрабху, упоминает, что однажды Шри Чайтанья встретился с Гуру Нанаком, и описывает это встречу следующим образом: «Шри Чайтанья, Господь, пел в киртане с Гуру Нанаком, которого сопровождал его ученик Шаранг. Рупа и Санатана тоже были там, так же как и Джагай с Мадхаем. Все они принимали участие в киртане, танцуя в экстазе… К совместному воспеванию, которое возглавляли Шри Чайтанья и Гуру Нанак, присоединился Нагар Пурушоттама, а потом ещё два ученика, Джангли и Нандни. Там был так же Гопал Гуру, к которому Гуру Нанак питал глубокую привязанность и Нитьянанда прабху, воплощение Баларамы. Все они наслаждались киртаной в Джаганнатха Пури». Так Шри Чайтанья и Гуру Нанак разрешали религиозные противоречия совместным воспеванием Имён Бога.

Поскольку здесь создано священное писание сикхов, Маникаран является для них одним из наиболее почитаемых мест. Индуизм называют «кухонной религией». Во всех храмах сикхов непрерывно бесплатно раздаётся прасад – вегетарианская освящённая пища. Перед тем, как войти в храм (Гуру Двар) или в зал, где раздаётся прасад, необходимо покрыть голову хотя бы платком, которыми охранники снабжают посетителей перед входом.

Неподалёку от Гуру-Двара находятся горячие пещеры, в которых температура – как в сауне. А рядом – бассейн с тёплой приятной температуры водой.

Благодаря большой площади, вода хорошо охлаждается до очень приятной температуры градусов 30.
Снова глядя на буйную Парвати – понимаешь, что обуздать такой темперамент под силу лишь Шиве. Самообладание и невозмутимость — качества, которые необходимы мужчине в общении с женщиной.

Горячие купели (отдельные для мужчин и для женщин) находятся так же на территории храма Господа Рамы.
Если вы будете в Кулу, в Манали – обязательно посетите Маникаран.

Ещё один горячий источник есть в дальше за Маникараном в горах. Туда можно добраться лишь только пешком. Говорят, что это – самое красивое место в Гималаях. Называется это место Кирганга. Согласно преданиям, Господь Шива там медитировал одиннадцать тысяч лет. Святое и очень красивое место. Для любителей туристических пеших походов с палаткой это – одно из наиболее привлекательных мест. Там есть кафешки и палатки, которые сдаются в аренду. Но лучше приходить со своею палаткой, которую можно поставить там, где понравится больше.
Чтобы добраться туда, нужно от Маникарана доехать на местном автобусе или такси до деревушки с названием Баршана (Barshaini) и дальше – 15 км пешком. Туда приходить нужно как минимум на неделю. Несколько сот метров чуть выше Кирганги поляна с названием Вриндаван. Говорят, что возвращаться оттуда вообще не хочется!

Похожие на овцебыков яки — дно из «транспортных средств» в Гималаях. Из их шерсти делают тёплую одежду и одеяла; из их хвостов делают особые опахала — чамары.

Ещё одно место, которое нужно посетить в долине Богов, находится в старом Манали.

Это — храм Хидимби.
Те, кто смотрел сериал «Махабхарата» – знают, что у одного из героев- Пандавов, богатыря Бхимы (брата Арджуны) была жена – людоедка (ракшаси), которую звали Хидимби. Влюбившись в Бхиму, она поклялась людей больше не кушать и по настоянию матери Кунти «смотри, как девушка по тебе сохнет!!!», Бхима взял её в жены. Хидимби родила Бхиме сына Гхатоткачу, который ценой своей жизни во время битвы на Курукшетре спас жизнь своему дяде Арджуне – герою Бхагавад-Гиты, брату Бхимы. Многие великие герои восславили достойный восхищения подвиг принца Гхатоткачи, сражавшегося рядом со своим великим могучим отцом. После смерти Гхатоткачи, Кришна обнял и благословил его сына, которого звали Шам Кхату.

Узнав о подвиге сына, Хидимби произнесла: «Я благословлена таким сыном — героем, который прославил собой свою мать! Герои не живут долго. Долго живут только лишь трусы. Я благодарна своему сыну за его достойную почитания жизнь!»

После того, как завершились события Махабхараты и Пандавы ушли в высшие сферы, жена Бхимы Хидимби пришла в Манали и наложила на себя суровые епитимьи, чтобы освободиться от материальных желаний и вслед за мужем уйти в духовный мир.

Хидимби занималась мистической медитацией, сидя под нависающим, как козырёк, камнем, который защищал её от дождя и снега. В итоге, благодаря подвижничеству, Хидимби преодолела свою демоническую природу и стала Богиней.

Сейчас над тем камнем, под которым Хидимби совершала аскезу, возведён храм.

В Долине Богов живут мирно друг с другом и полубоги, и демоны.
Потому что они, в конце концов, братья. Дети Единого Бога.
И потому что, в конечном итоге, всем им предстоит совершить подвиг Хидимби: растворить в осознании своего подлинного нематериального «Я» все связанные с временной телесной оболочкой желания и соединиться в любовном служении с Богом и так стать достойным войти в Его царство…

Возможно, об этом думает возле храма Хидимби эта бабушка – йог, которая может спокойно сыграть роль известного персонажа русских народных сказок…

В трёхстах от храма Хидимби находится храм её сына – Гхатоткачи. Поскольку Гхатоткача не хочет, чтобы ему строили храмы, его храмом является дерево, возле которого люди выражают почтение его духу.

В пяти минутах ходьбы от этого дерева, среди жилых построек, находится храм его сына Шам Кхату. Ниже – божество Шама Кхату:

Заботясь о благе детей, родители должны подавать им достойный пример.
Это важно. Мы должны стараться жить так, чтобы своим примером помочь детям возвыситься и войти в высшие духовные сферы.

На этом я хочу завершить этот пост. Извините, что длинный.
Надеюсь, что он был интересным.
В долине Манали и Кулу – в «Долине Богов» Вы сможете хорошо отдохнуть и душою, и телом, открыть для себя много нового, сделать интересные фото на память:

Самое лучшее время для поездки сюда – с первых дней мая до середины июля, и первые две недели сентября.
С середины июля до конца августа здесь — сезон дождей. А с середины сентября начинается холодное время.
Не пожалеете, если побываете здесь.
Долина Богов ждёт Вас!

 

 

Добавить комментарий