17.04.2013

Экологическая духовная школа

Илья Калашников — мой добрый знакомый, периодически присылает друзьям разные интересные тексты со своего сайта. На этот раз он прислал интереснейший репортаж из единственной в мире экологической школы в джунглях, открытой для туристов: http://kalashnikov.mobi/176223189

К сожалению, в приложении к репортажу не было ни единого фото, а жаль!!

Поэтому я практически сразу же вспомнил про чем-то похожую, даже ещё более уникальную школу, где уроки так же проходят в естественной живописной среде, где детей учат духовному взгляду на жизнь, экологии мысли, гармонии с окружающим миром. Эта школа находится километрах в двустах от Калькутты; я уверен, вам было бы интересно о ней здесь немного узнать.

Её уникальность заключается, в первую очередь, в том, что преподавание в ней ведётся по самой древней известной на данный момент времени человечеству системе, просуществовавшей в ведической Индии на протяжении нескольких тысяч лет и сохранившейся без изменений вплоть до сих пор.  В этом смысле эта школа — как открытый музей, хранящий в деталях весь колорит уникальной ценнейшей культуры. Опыт, хранящийся здесь, на мой взгляд, очень ценен в условиях кризиса современной культуры, и особенно – кризиса образовательной современной системы, о чём говорится открыто на многих специализированных конференциях.

С одной стороны, в современной системе даётся много ненужных, не применяемых в жизни знаний, которые все забывают, как только получат диплом. Когда со свежим дипломом я пришёл работать на Игналинскую Атомную Электростанцию в реакторный цех, в первый же день я услышал: «Забудь обо всём, что ты выучил. На деле всё совсем по-другому!» И за два месяца практики я получил больше , чем за несколько лет теорий. (Что говорить уж о знаниях в других сферах жизни?) Когда на одном семинаре, на котором присутствовали в основном только руководители, люди с хорошим достатком, я спросил: «Поднимите, пожалуйста, руку те, кто хотя бы раз в жизни применил хоть один синус, косинус, тангенс, котангенс?» — Ответом был взрыв смеха в зале.

Все практически сразу со мной согласились, что 90% получаемых в школах, и в ВУЗах знаний не применяются в жизни, на производстве, и в бизнесе. Кроме диплома как «корочки пропуска в жизнь» в большинстве впихиваемых в нас знаний нет никакого смысла. Это объясняется тем, что растиражированная сейчас по всему миру система образования была создана более ста лет назад на заре технической революции для подготовки необходимых квалифицированных по тем временам кадров. Теперь в таком виде она не нужна, так как 90% процентов выпускников средних школ, ВУЗов, заняты в сферах, не требующих высших и средних образований. Высшее образование не нужно, чтобы работать на стройке, или водителем, так же, как парикмахером, официантом, продавцом и т.д. – для этого достаточно просто закончить двух-четырех-месячные курсы водителей, парикмахеров и т.д.  Несколько дней назад на совещании Российского союза Ректоров (РСР) глава правительственного Агентства социальных инициатив Дмитрий Песков объявил, что высшее образование в ближайшее время ждет своего рода «долина смерти»: с одной стороны, государство сокращает финансирование ВУЗов, а с другой стороны, в скором будущем ожидается так же и всплеск структурной безработицы: «В стране несколько миллионов рабочих мест, которые предельно неэффективны. Впоследствии их будут замещать низкоквалифицированными мигрантами или роботами». (Самое время срочно начать осуществление проекта «Зеленая революци» http//usanin.com/politika/582/  — превентивные действия во избежание масштабного кризиса)

С другой стороны, мир уже сильно страдает из-за того, что современная система образования не нацелена на воспитание в детях нравственных ценностей и возвышенных человеческих качеств. Хотя именно качества человека, как гражданина, для государства и общества важнее всего! Если человек обладает хорошими качествами, если в нем привита любовь к внутреннему саморазвитию, если он постоянно как личность себя совершенствует – он всегда будет очень полезен для общества и всегда приспособится к совершенствующейся окружающей ситуации.

Именно на воспитание Личностей с большой буквы, обладающих возвышенными качествами характера, и всеми необходимыми навыками для успешной практической жизни, и имеющими сильный вкус к внутреннему саморазвитию, и направлена школа духовного и физического развития – гурукула.  Предисловие сделано. Можно войти.  🙂

Первое, что бросается сразу в глаза – это потрясающий, очень красивый красивый ландшафтный дизайн. Здесь можно долго ходить, открыв от изумления  рот и восхищаясь любой мелочью, каждой деталью. В том числе и дорожками из разноцветных камней. На вопрос: «А красота-то зачем здесь такая?», получаю ответ: «Эстетическое наслаждение, получаемое от пребывания в благостной, красивой и гармоничной среде выдавливает из сознания страсть и невежество (тенденции к скоропалительным выводам и опрометчивым действиям; опасным для общества дисгармоничным поступкам)».

Дети есть дети. На переменах в большинстве школ они бесятся, носятся сломя голову. Здесь даже если захочешь, быстро никак не побегаешь: во-первых, дорожки на территории школы специально все сделаны сильно изогнутыми, а во-вторых, они сделаны в виде мостиков из камней разной формы и высоты – так, чтобы ученики каждый шаг делали осознанно. А в третьих, поскольку здесь ученики ходят в традиционных индийских одеждах, которыми являются два куска ткани, обернутых вокруг тела,  от беготни есть и третье препятствие — бамбуковые столбики, за которые обязательно зацепится эта одежда, если бежать. (Исключением из правил одежды являются только занятия боевыми искусствами; для физкультуры здесь – футболка и шорты) Я люблю сочные торты, где повар не пожалел крема, орехов и фруктов. Поэтому и тексты я люблю делать, а так же читать те, где есть множество фото, чтобы они, как и торты, были аппетиными, сочными и не были сухими. В этой связи я не смог удержаться и сделал для вас множество фото с тропинками этой экологической школы. Можете побродить мысленно здесь, — не спеша, как и ученики школы, осознанно. Лучше всего босиком.  😉

 

В миниатюрных бассейнах круглый год цветут лотосы.

Здесь очень продуманная система отвода воды. Благодаря этим гравийным дорожкам, а так же благодаря тому, что в соответствии с древней архитектурной традицией Васту школа поднята над уровнем джунглей на кирпичном фундаменте,  даже в период дождей и тропических ливней здесь никогда не бывает воды или грязи.

Школа строго сориентирована по сторонам света и покоится на сложном многоуровневом фундаменте, сделанном по всем канонам древней архитектуры: если смотреть сверху — в форме мистической мандалы, притягивающей благоприятные вибрации космоса.

«Любовь проявляется в мелочах», «будьте внимательны к мелочам: из мелочей состоит жизнь» — учат детей в этой школе. Мелочи совершенны здесь так же и в том, что даже отводы для ливневых стоков сделаны в виде красивых сказочных разных чудовищ. Штамповок здесь не бывает. Разнообразие придаёт особый вкус жизни.

Все строения здесь – из бамбука. Исключение составляет только одно четырех-этажное кирпичное здание, половину третьего этажа занимает библиотека, в которой находится восемь тысяч ведических книг. Некоторые из них очень редкие.

Детей в этой школе учат жить в гармонии с окружающим миром, природой и не разрушать ничего зря. Доказательством применения этого принципа учениками на деле является так же и то, что прямо на  здании библиотеки, на расстоянии вытянутой руки висят три улья диких лесных пчёл, и никто их не трогает. И они никого тоже не трогают. Я спросил: «Мёд вы у них хоть когда-то берёте?». Ответ удивил: «Зачем? Нам своих продуктов хватает. Нам они просто нравятся. Нравится, что они прилетели и живут тут. Если им нравится жить вместе с нами – мы мешать им не будем!»

Справа мы видим спортзал, а в низу – деревянные тапочки, которыми по примеру учителя пользуются так же и дети.  Это необычные тапки. Я знаю  их потаённый секрет. Если их носить, круглая «пуговка» будет надавливать на особую точку у основания большого пальца, что способствует поднятию жизненной энергии вверх. Поэтому их так любят носить и монахи Тибета.

В этих вот симпатичных беседках проходит большая часть всех занятий. Дети занимаются в группах по 8-10 человек. Те, которым исполнилось 12 лет, могут оставаться жить прямо в школе. К этому все стремятся. Многим нравится ночевать прямо в этих беседках.

А теперь поподробней о школе. Школа называется «Гурукула». Гуру – это духовный учитель, объясняющий смысл и цель человеческой жизни. Это человек, обладающий возвышенными качествами или святой. Гурукула – это то место, где в непосредственном общении с ними дети перенимают мудрость, взгляды на жизнь и хорошие качества у благородных,  чистых сердцем, возвышенных личностей. И совсем не обязательно, что святой — это монах. Наоборот, в классической древней системе духовными учителями были достигшие просветления семейные люди, и ученики жили с ними, с их детьми как часть их семьи. Только лишь доверительное, близкое, неформальное и живое общение позволяет ученикам, наблюдая за поведением чистых сердцем возвышенных личностей, перенять их прекрасные качества, научиться их взгляду на жизнь, что является сутью и целью любого образования – сформировать в человеке гармоничную, зрелую личность, умеющую мыслить возвышенно и поступать правильно в любых жизненных ситуациях, а не просто забить голову ребенку пустой и не нужной им информацией — «интеллектуальным мусором».

В Иудаизме до сих пор придерживаются правила, что духовным учителем должен быть не монах, а имеющий практический жизненный опыт домохозяин; в связи с этим раввином (священником) может быть только женатый, имеющий детей человек.

По древней традиции, испытанной тысячелетиями, мальчики обучаются отдельно от девочек. Поэтому так же и все педагоги здесь – только мужчины. Школа для девочек находится в нескольких километрах отсюда. Там – наоборот, преподаватели все — только женщины. Меня туда не пустили: мужчинам туда вход закрыт. «Школа благородных девиц» — подумал я, на это ничуть не обидевшись. Раздельное обучение ведь было до революции так же в России. Совместное обучение ввёл только Ленин, пытаясь разрушить традиционные семьи, чтобы внедрить новшество коммунаров – жить всем одной общей семьей, с общими мужьями, женами и детьми. В Московском университете совместное обучение мальчиков и девочек сразу же совместили с уроками совместного секса, к огромному удовольствию старых «преподавателей». Когда же революционеры обнаружили, что мужчины с большой радостью занимаются сексом со всеми подряд, «в духе коммуны», но при этом неизвестно кем зачатых детей воспитывать категорически не хотят, советское правительство эту практику быстро закрыло, и наоборот, стало мощным образом пропагандировать крепкие семьи, а эксперимент коммунаров признали, как есть, аморальщиной. Совместное же обучение мальчиков и девочек в школах осталось. К чему это приводит сейчас? – к ранним беременностям и безответственным связям.

Природа есть природа: совместное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что вместо того, чтобы сосредоточиться на предмете, мальчики, девочки думают больше уже друг о друге и пытаются выделиться, в том числе с помощью искусственно агрессивного поведения, которое потом входит в привычку. Раздельное обучение повышает концентрацию детей на предмете. Я думаю, даже не разделяя мальчиков с девочками в разные школы, их можно легко разделить в разные классы. Денег, каких-то реформ для этого лишних не нужно. Просто сделать разные классы: классы А,Б — девочек; классы В,Г – мальчиков. Улучшение успеваемости только лишь благодаря этому не заставит себя долго ждать.

Единственное, что я узнал о спец.школе для девочек – что ландшафтный дизайн там немного другой, он там сделан в японском стиле. Различие в подходе к образованию мальчиков и девочек заключается так же и в том, что для воспитания мальчиков рекомендуется аскетичный спартанский стиль жизни, с  проживанием, как в кадетском корпусе, отдельно от родителей.

Девочки же – наоборот, должны жить вместе с родителями, и приходить в школу лишь на уроки.

По древней индийской системе мальчиков отдавали жить в гурукулу в возрасте 5 лет, и воспитание их там продолжалось до 25-и.

Такая же система была и в Абхазии (я жил там какое-то время). Даже при Советской власти, вплоть до шестидесятых годов, среди элиты абхазского общества считалось престижным отдавать своих детей на воспитание к старцам, живущим в горах. Они приводили своих детей к ним так же, как в Индии в пятилетнем возрасте и говорили: «Пожалуйста, сделайте из моего сына хорошего человека. До совершеннолетия пусть он будет Вашим ещё одним сыном и Вашим слугой!». Когда же я прочитал школьный абхазский учебник по Истории Абхазии, я был удивлён ещё больше сходством двух древних культур. Оказывается, ещё совершенно недавно абхазцы все жили без денег и презирали тех, кто ими пользуется. Торговля у них была только лишь меновой, что исключало возможность паразитизма каких-либо дармоедов. Налогообложение было простым: князьям отдавали примерно пятую часть выращенных или произведенных продуктов (товаров). Но самое важное – наиболее уважаемой прослойкой общества были люди, освобождённые от всех видов обязанностей или налогов. Согласно учебнику, единственным, основным их занятием было САМООСОЗНАНИЕ (!!!), — то есть, углублённое постижение смысла человеческой жизни и осознание своей вечной бессмертной духовной природы. Именно к таким благородным, возвышенным людям отдавали на обучение своих детей представители всех остальных сословий. И если верить учебнику, таких людей в этой малюсенькой по размерам стране было немало – не менее 30 000 человек.

Более того, в том же самом учебнике приводится рисунок французского консула Гамба: «Абзазец, житель Сухуми середины IX века» в полный рост. Рослый крепкий мужчина, в пастушьей одежде, с бородой и усами, но – с гладко выбритой головой и пучком волос на макушке – «прическа Тараса Бульбы» или известных нам кришнаитов. Я позже узнал, что такая прическа была популярной в славянских народах, у турков, на древнем Кавказе. Герб аланов – прародителей всех кавказских народов (считается, что осетины – прямые потомки аланов) выглядит так: скачущий на коне с поднятым обнажённым мечом всадник, — почти как герб Литвы, но с тем лишь отличием, что всадник и конь без доспехов, а голова всадника гладко обрита, с оставленной на макушке длинной прядью  волос. Из фильмов мы знаем, что такая же прическа была так же у некоторых шаолиньских монахов, но только немного побольше.

У этой прически есть свое объяснение: волосы – это космические антенны, воспринимающие вибрации очень широкого спектра. Большая часть этих антенн воспринимает вибрации материального мира. И только лишь волосы, растущие на макушке, отвечают за связь с  Богом, воспринимают вибрации духовного спектра — то, что мы называем «интуицией» или «голосом Совести». Кстати, на греческом «интуиция» переводится как «Бог в сердце». И чтобы усилить свою способность воспринимать голос совести,  Бога, а так же и ослабить влияние материальных желаний, монахи и все, кто стремятся развить эту связь, как правило, хотя бы до 50-летнего возраста носили такую прическу, которая была символом устремления к Богу. Почему до 50-лет? Индийские монахи объясняют это тем, что в теле у нас есть семь энергетических центров — чакр, которы последовательно включаются, если человек правильно духовно развивается, каждая на семь лет. 7×7=49

Если человек осознанно идет к Богу всю жизнь, по завершению этого цикла 49 лет он достигает духовного просветления. И когда вместе с сознанием вся его энергетика перестраивается, когда он уже воспринимает весь этот мир как духовный мир Бога, брить голову для него уже нет нужды. Поэтому молодые монахи и духовные воины, защищающие справедливость и слабых, могут брить голову, оставляя пучёк на макушке, чтобы лучше слышать Бога как голос совести изнутри; старцы же  слышат его отовсюду, они видят Бога вокруг и во всём.

В этой связи в этой ведической школе дети тоже хотя бы раз в месяц бреют голову, оставляя «антенну» для Бога на макушке.

Оценка успеваемости здесь ведётся по трёх-бальной системе: «плохое», «среднее» и «хорошее» знание материала, включая так же и плюсы и минусы. На мой взгляд, это идеальная система оценки.

При этом по каждому предмету ведется два вида оценок. Одна – за знание и понимание материала; вторая – за отношение к предмету. При этом вторая оценка – важнее. Вторую оценку ставят на основании выстраивания уважительных отношений с учителем и проявляемого энтузиазма в учебё, самостоятельного поиска и изучения дополнительного материала, а так же отношений со всеми учениками.

В классической гурукуле учитель – один. Он один преподает все предметы так же, как до третьего класса у нас была только одна учительница. Когда ученики подрастают и наполняются знанием, он берет ещё, снова младших учеников, которым подросшие передают свои знания, а тех, кто подрос, он ведет уже дальше, одновременно уча так же и младших. Точнее – помогая подросшим ученикам преподавать младшим и контролируя уровень знаний. Примерно такая система и в Школе Щетинина («Школа будущего. Практический опыт»). И это – немаловажный момент: когда ребенок сам выступает в роли учителя, когда он сам передаёт младшим знания, в нём развиваются хорошие качества: он учится заботиться, как старший, о более младших. И кроме того, он сам уже прочно запоминает материал на всю жизнь. (То, что мы просто услышали, запоминается только на 10%; если мы то же самое объясняем другим, мы это запоминаем уже на всю жизнь, причём не менее, чем на 90%).

Как я уже говорил, дети здесь находятся в группах по 8-10 человек. В каждой группе – дети трёх возрастов: 5-6 лет; 10-12 лет и 18-25 лет. (Примерно так). Это позволяет всем научиться на практике выстраивать правильные дружеские отношения, как с более старшими, так и с более младшими. При этом более старшие заботятся о более младших, как о своих младших братьях: следят, чтобы они хорошо были одеты, чтобы они в чём не нуждались, и т.п.

Главное, чем здесь учат – это своим личным примером. Возраст здесь не играет основной, большой роли. Главное здесь – это 1) личные качества и 2) знания. На время некоторых уроков формируются так же отдельные группы по уровню знаний. При этом один уровень знаний могут демонстрировать дети разного возраста.

Из личностных качеств здесь ценится больше всего самодисциплина – «садхана». Это главное слово для монахов в индуистских монастырях. Садхана – это личная ответственность человека перед собой за свою личную духовную практику. Она включает в себя строгое соблюдение режима дня, выполнения своих личных повседневных обязанностей, самосовершенствование, отношения с окружающими.

Уровень самодисциплины является главным критерием, по которому можно судить, насколько человек способен взять ответственность за других. Самодисциплина, самоконтроль, ответственность за себя и других – это главные качества, которое здесь стремятся развить в каждом мальчике. Без этого мужчина не будет устойчивым в жизни; не сможет создать устойчивую, счастливую, хорошую, полноценную семью.

Ответственность и развитие нравственных качеств, возвышенных стремлений, духовного мудрого взгляда на жизнь – это главное, чему учат детей в этой школе. Слово «образование» означает «формирование образа». Реальная цель системы образования – формирование образа целостной, гармоничной и правильно развитой личности, владеющей всеми практическими навыками, необходимыми для того, чтобы достичь успеха во всех сферах жизни.

Поэтому обучение в этой школе ведется на 4-х уровнях:

1)   духовное развитие, включающее в себя понимание смысла и цели человеческой жизни, развитие возвышенных качеств характера;

2)    физический уровень, включающий в себя знание и практику здоровой физически жизни;

3)   приобретение необходимых в современном обществе знаний и развитие вкуса к постоянному саморазвитию;

4)   знания и навыки, необходимые для реальной практической жизни – начиная с приготовления пищи, заканчивая умением находить общий язык со всеми людьми.

Образовательная программа в связи с этим уделяет обычным урокам лишь только треть времени. Учитывая, что обучение продолжается с 5 до 25 лет, этого более, чем достаточно. При этом уроки смещены в сторону практичности их применения в жизни. Например, вместо высшей математики с кучей ненужных всем формул и уравнений с иррациональными числами, здесь преподают ведическую математику, где главный акцент сделан на умении с помощью особых методик перемножать, делить, складывать и вычитать большие числа в уме. Например, умножение или деление трёхзначных чисел в уме для детей этой школы – несложно.

Самое большое внимание уделяется в этой школе практической математике, литературе, грамматике, изучению языков, другим естественным наукам.  Согласно древнейшей системе, каждый человек должен как минимум в совершенстве знать математику и свой родной язык – уметь грамотно излагать свои мысли, правильно, без ошибок писать и читать. А потом уже изучать то, что нравится: большую часть всех остальных предметов ребенку нужно давать исходя из его личных талантов и склонностей; все подряд знания всем подряд не нужны.

(В целом, я с этим согласен: если вы почитаете статистику, сколько элементарных грамматических ошибок делают выпускники современных западных ВУЗов – вы ужаснётесь! Видя, как пала грамотность даже в России, хочется просто сказать – ну куда, ну зачем им эти интегралы? Пусть научатся хотя бы в совершенстве, грамотно и без ошибок писать, и использовать в своей речи не 5-10 штампованных слов, а выражать мысли красиво и грамотно, литературно и образно, используя в речи если не 30-60 тыс.слов, как наши предки лет 200 назад, а хотя бы 10-15 тысяч! Современные люди используют (знают) лишь 3-7 тыс.слов – просто каменный век…!)

Кроме литературы и математики ученики углубленно изучают здесь так же санскрит и английский, географию, биологию, садоводство и много предметов в зависимости от их личных склонностей. Например, астрологию, астрономию, аюрведу и практическую психологию. Просто внимательно посмотрев на человека, старшие ученики школы могут понять его уровень, сферу его интересов — чтобы знать: что ему интересно, что он может понять, как с ним строить беседу? Чтобы они могли быть эффективными в современном обществе, учеников стимулируют изучать фотошоп, создавать веб-сайты.

В школе учится 80 учеников. И при этом не только индусы. Один взрослый парень здесь — из Австралии. Кто-то есть из Германии, Южной Африки, Казахстана и один, или два, если не ошибаюсь, из Украины или России. Международная школа.Так как это гурукула, «школа духовного учителя», гуру, учитель здесь один, и ему помогают 3 преподавателя из числа его бывших воспитанников. Один из них защитил степень доктора химических наук. Другой став мастером Кунг-фу, вернулся преподавать в школу. В плане физической подготовки все ученики в обязательном порядке ежедневно с утра занимаются йогой, а перед обедом -Тайцзи-цюань и Кунг-фу.

Здесь сейчас, кстати, урок физкультуры. Если вам интересно, можем пойти посмотреть…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда я спросил одного австралийца, как он здесь оказался, он объяснил, что в Австралии, так же как и в Новой Зеландии или Канаде – во всех Британских колониях ученикам еженедельно выдают по 400$ «для продолжения учебы», чтобы они могли начать самостоятельную жизнь. Но в действительности никто на учёбу эти деньги не тратит, их тратят лишь на наркотики, клубы и девочек. И они, путешествуя всей семьей вместе по Индии, как-то заехали так же и в эту школу. Поскольку его родители очень переживали, что современная австралийская система образования его может только испортить, и искали альтернативы, да и ему здесь тоже очень понравилось, они всей семьей вместе решили, что ему лучше остаться учиться здесь дальше. И у некоторых других иностранцев примерно та же история. Благо, преподавание здесь идет на английском, а мобильные телефоны и интернет позволяют общаться с родителями и поддерживать с ними связь регулярно. Испытательный срок в школе многоступенчатый: для начала это три дня; три недели; три месяца, и последний – полгода. Так как живут здесь ученики, как большая семья, в основном все зависит только от отношения к учебе и отношения друг к другу.

Когда я попросил объяснить поподробнее про Британскую колонию, он объяснил мне, что оказывается, Австралия, Новая Зелландия и Канада до сих пор являются колониями Британской Империи и по всем документам принадлежат лично королеве Англии. Поэтому все, получая там паспорт, приносят присягу верности английской королеве. И хотя там формально есть парламент, премьер, главный человек в Австралии – губернатор, назначаемый лично самой королевой. И ни один документ или решение правительства не вступает в силу пока этот назначенный королевой губернатор Австралии (это женщина) не поставит под ним свою подпись. Так я расширил здесь свой кругозор.

Когда я спросил, бывают ли в школе здесь драки, то услышал, что за драку здесь сразу немедленно исключают. И за всю историю школы ни одной драки тут ещё не было. Ссоры, разногласия, естественно, конечно, бывают. Но для поссорившихся — только одно наказание – им дают задание вместе сделать что-то полезное людям. Совместное служение, особенно если оно непростое, очень сильно сближает.

А с другой стороны, если каждый день – уроки боевых искусств, на которых с детей по три пота стекает, то зачем ещё им нужны драки?  🙂

После урока – так же осознанно по необычной тропинке все идут в душевую. Туалеты здесь необыкновенно чистые, просто сияющие. Душевая же – это ряд стоящих колонок, из которых каждый накачивает себе в ведро воду и из него обливается, не снимая набедренной повязки.

А вот это вот – кухня. Дети сами по очереди, — каждый день новая группа – для себя на всю школу готовят в ней еду.

В каждом из четырёх углов – по три очага. Готовят в медной посуде – она считается самой полезной, в качестве топлива используется сушёный коровий навоз. Он тоже считается самым полезным из всех видов топлива.

Это – кладовка для зерновых.

Но самое невероятное здесь – это то, все в школе едят только то, что вырастили здесь же своими руками: рядом у них огород, где растут самые разные овощи, сад с фруктами, поле, где растут рис, пшеница, сахарный тростник и ещё что-то.

Кроме того, каждый здесь доит корову. У них — свой коровник, где дети с любовью моют и кормят, лелеют коров:

Кстати, вы знаете, что слово  «ковбой» (cow boy)  дословно означает  «мальчик, заботящийся о коровах»? Ковбои – это пастухи коров, пасшие их на больших территориях на лошадях, защищая от воров и от хищных животных. В связи с этим в Техасе есть поговорка, что «настоящий ковбой – это не тот, кто стреляет без промаха, а тот, кто может подоить корову, не пролив ни капли молока!» В этом смысле здесь каждый воспитанник школы — ковбой.

Это – посудомойка. Знаете, как они её называют? – «Место, где мальчик становится настоящим мужчиной!»

Как сказал один парень, «после приготовления еды на открытом огне, когда воду нужно приносить ведрами и регулировать жар, добавляя и убавляя дрова, после чистки в 45-градусную жару летом на улице медных котлов, — приготовление пищи дома, на любой плитке – это просто блаженство!».

Выйдя из стен этой школы, мальчик станет полезным для общества, так как:

1)  Цель его жизни духовна.  Самые дорогие для него ценности — в сердце. И поэтому он не будет опускаться до мошеничества и обмана других.

2) Он оценивает людей не по их положению в обществе или количеству денег, а по личным их качествам — по благородству и красоте их поступков. 

3) Он оценивает свой личный успех красотой и гармонией выстроенных с окружающими отношений.

Кроме того, он отличнейшим образом приспособлен ко всем ситуациям жизни, так как помимо всего, он:

1)   Может легко постоять за себя, за других;

2)   В совершенстве знаком с садоводством, может сам вырастить всё, что необходимо для жизни;

3)   Доит корову;

4)   Отлично готовит в любых ситуациях;

5)   Внимателен к младшим, умеет заботиться о себе и других;

6)   Коммуникабелен, доброжелателен, и на всё смотрит как урок жизни, а не как на трудности.

 

И, напоследок, наверное, вам было бы интересно узнать о режиме дня этой школы:

В Индии зимой и летом темнеет в одно время – в шесть- семь часов вечера.

Поэтому все идут спать уже в семь часов вечера. Самое эффективное время для сна – с восьми часов вечера до полуночи. Один час сна в это время равен по эффективности двум часам в любое другое время.

Поэтому не удивляйтесь, что подъём в этой школе – в два часа ночи. С семи до двух – это семь часов сна в самое эффективное время.

Кто-то из преподавателей просыпается в полночь.

С двух до трёх – уборка, утренний туалет, омовение.

Затем – индивидуальная духовная практика: молитва в то время, когда вокруг тишина, а воздух чист и спокоен, весьма и весьма продуктивна.

В пять все идут в находящийся в десяти минутах ходьбы храм, где встречают младших учеников, живущих вне школы (кому нет 12-ти), куда их приводят родители и вместе идут снова в школу.

С шести до семи тридцати – уроки по развитию духовности и хороших качеств характера. Младшим школьникам читают вслух истории из «Рамаяны», «Махабхараты», рассказывают истории из жизни святых, и вместе их обсуждают. Воспитанники постарше читают писания, изучают психологию, логику.

Затем все идут вместе на кухню, одна группа готовит, другие быстро чистят и режут овощи на обед. Вместе все завтракают.

С девяти до двенадцати – уроки, как в школе.

Затем – боевые искусства.

Потом одна группа идет готовить обед, а другие – кто-то на огород, в сад, в поле, в коровник, уборка территории. Каждый день этот график сдвигается. Поэтому каждая группа (состоящая из детей трех возрастов) по очереди ежедневно готовит (старшие – на огне, младшие учатся и помогают), заботится о чистоте, огороде, коровах, т.п.

После обеда – свободное время.

Затем – изучение факультативных предметов, самообучение, уроки игры на музыкальных инструментах, чтение книг и отбой. Младших детей старшие перед этим возвращают родителям.

Хотя здесь рядом ходит самое экологичное на свете такси, работающее на соломе и свежей траве:

Одна женщина, побывавшая со мной в этой школе, директор психологического центра из Краснодара, сказала: «Теперь я знаю, кем я хочу быть в следующей жизни: если я не вернусь к Богу, в следующей жизни я хотела бы попасть в эту школу!»

Здесь учат, что цель жизни – это раскрытие в себе возвышенных качеств и любви к Богу. А если человек не достигнет совершенства на этом пути в этой жизни, то в следующей он здесь снова родится, чтобы продолжить и завершить этот путь. Поэтому человек должен заботиться об окружающем мире, природе хотя лишь потому, что он вполне может снова здесь родиться.

Мне кажется, такое понимание, такой подход к жизни будет полезен для каждого.

Чудесно, что в этом мире ещё сохранились такие вот необычные школы, где главное, чему учат детей – духовности, добрым поступкам и экологии мысли!

Добавить комментарий