29.03.2011

Духовное развитие и предрелигиозные принципы

Александр Усанин.

 

Все желания Божественного Существа могут быть выражены одним предложением: Бог желает полностью отдать Себя каждому созданию, которое призывает Его Имя, и Он сделает это, отдавая Себя каждому из нас в соответствии с нашей способностью вмещать Его.

 

Жанна Гийон, французская святая XVII века

 

В наше время люди называют духовностью всё, что угодно, даже посещение театра. Многие топ-менеджеры считают духовными книги по развитию личности. Но они необязательно приближают к Богу, и поэтому полезно знать, что именно является духовной практикой, а что просто помогает человеку на этом пути.

Предписания священных писаний и заповеди религии делятся на два вида: одни увеличивают благочестие человека и делают его способным осознать духовные истины, а другие являются непосредственным методом развития взаимоотношений с Богом и возвращения в своё конституциональное духовное состояние.

Благочестие увеличивают: милосердие, сострадание, ненасилие, честность, правдивость, отсутствие жадности, великодушие, целомудрие и другие принципы морали, учащие жить в гармонии с окружающим миром, не причиняя вреда себе и другим живым существам. Эти заповеди называются предрелигиозными принципами, поскольку следование им делает человека цивилизованным и достойным милости Бога.

Непосредственной духовной практикой является: изучение священных писаний, медитация на Бога и размышления о Нём, обращение к Нему в своих молитвах, служение Богу, поклонение Его образу и повторение Его Святых Имён, а так же — проживание в святом месте и общение со святыми. Согласно всем священным писаниям, наиболее действенной и эффективной практикой является повторение Имён Бога; слова Иисуса: «да святится Имя Твоё» и «славьте Господа с каждым вздохом» подчёркивают её важность. Святые отцы в Христианской традиции утверждают, что повторение Имя Бога открывает человеку все Евангельские истины, поскольку Имя Бога есть сокращение всего Евангелия. В то же время, Евангелие следует изучать, чтобы понять, в каком умонастроении следует обращаться к Богу: боязнь муки — есть путь раба, а желание награды в царствии небесном есть путь наемника. В православной традиции есть две важные книги, открывающих таинства повторения Имени Бога: «Добротолюбие» и «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу».
На Востоке так же основной практикой всех религиозных систем является джапа — медитация: повторение Имён Бога на чётках с полным сосредоточением сознания и всех чувств на произносимых звуках. «Харинама Чинтамани» (Драгоценный камень Святого Имени) утверждает, что Бог неотличен от Своего Имени, и что Оно содержит в себе все божественные энергии. Через погружение сознания в произносимые (в смиренном умонастроении) звуки Имён Бога человек очищается от грехов, развивает любовь к Богу и обретает духовное видение.

Все мудрецы и святые подчёркивают, что любовь к Богу обретается благодаря искренним усилиям самого человека совместно с благословениями Бога и духовных людей. На 90% развитие человека определяется его общением с искренне верующими людьми. При этом положение человека в церковной иерархии не играет никакой роли; главное — не занимаемый пост, а следование заповедям и внутренняя жизнь самого человека.

Одна женщина, преподающая в католической семинарии, призналась, что большая часть семинаристов не верят в Бога и рассматривают должность ксендза как хорошее, доходное место в жизни. В православии ситуация не намного лучше: на мой несложный вопрос относительно внутренней практики известнейший проповедник московской патриархии растерялся и чистосердечно признался, что он не практик, а теоретик, он может рассказать Библию наизусть, а с практическим вопросом мне лучше обратиться к старцам. Мудрецы говорят, что не следует пить молоко, к которому прикоснулось жало змеи, точно так опасно общаться с теми, кто знает писания, но сам не руководствуется ими в своей жизни. Слова таких людей не имеют духовной силы, они только вводят в заблуждение и удаляют от Бога, разочаровывая искренне ищущего человека в выбранном им пути. Очень хорошо, если искренний человек учён, и, но лучше и полезнее общаться с неграмотным, но идущим к Богу человеком, чем с обладающим обширными теоретическими познаниями грешником и пустословом.

В духовной практике может быть два подхода: человек может считать истинной только избранную им религию, а все остальные пути считать ошибочными; можно так же придерживаться определённой религии и изучать все остальные, чтобы почерпнуть для себя ещё больше. В субъективном смысле оба эти подхода верны и могут привести человека к совершенству. Изучение разных религий нежелательно для новичка, поскольку человек должен следовать одному определённому пути, не пытаясь создать что-то своё, смешивая разные практики так же, как при лечении определённого заболевания не следует смешивать разные лекарства. Разные религии — это разные лекарства от одной и той же болезни — материализма. Православный священник Александр Мень говорил, что нет разницы между католичеством и православием, изучая Конфуция, Упанишады и Коран, он рекомендовал делать то же самое и некоторым своим подопечным говоря, что все писания хороши для научения, и только укрепляют веру во всемогущество Бога. Так же и индийский святой Бхактивинода Тхакур говорил, что, заходя в иноземный храм, он наполнялся экстазом любови, понимая, что в этом храме люди преданно поклоняются его возлюбленному Господу, обращаясь к Нему другим языком и используя другие ритуалы.

Сосредоточенность на одном пути тоже хороша, если человек не наносит оскорблений представителям других религий, потому что для Бога все пути равны, и оскорбление тех, кто идёт к Нему, он рассматривает как пренебрежение в Свой адрес.

Независимо от религии, предрелигиозные принципы одинаковы для всех, и поэтому здоровая и трезвая жизнь одинаково благотворны для духовного развития каждого.

 

Добавить комментарий